«Выше, сильнее, быстрее»: Menon составила рейтинг портов мира

2
1463
Порт Сингапура / Фото: portstrategy

Норвежская консалтинговая компания Menon опубликовала рейтинг портов мира. В первую пятёрку вошли Сингапур, Гамбург, Осло, Шанхай и Гонконг.

Компания оценивала кандидатов в лидеры по четырём показателям: собственно судоходство, финансы и законы, технологии, снабжение и обеспечение. К этому добавилась общая оценка конкурентоспособности и привлекательности для клиентов. При составлении списка было опрошено 200 экспертов из 33 стран мира.

Сингапур получил первое место за политику поощрения коммерции и стратегически важное расположение на торговых маршрутах между Европой и Азией. «Ещё десять лет назад Сингапуру не хватало исследовательской базы, а сотрудничество «домашних» компаний с иностранными оставляло желать лучшего. Но сейчас он играет ключевую роль в любом аспекте морской индустрии», – утверждают в Menon.

Основанный в 1819 году Сингапур не впервые назван лидирующим портом. По абсолютной величине дедвейта судов он удерживает первенство с 1997 года. До 2005 года порт был первым по грузообороту, но потом уступил лидерство Шанхаю. Сингапур связан торговыми маршрутами с 600 портами в 123 странах мира. Это самый мощный контейнерный порт на планете – он насчитывает более 50 контейнерных причалов.

Порт Гамбурга / Фото: lidernews
Порт Гамбурга / Фото: lidernews

Второе место в рейтинге Menon занимает порт Гамбурга, третье – Осло. В Осло лучше обстоят дела с финансированием и технологиями, но Гамбург более важен стратегически как порт общеевропейского значения. Вместе с Лондоном и Роттердамом они оспаривают звание лидирующего европейского порта. Сильные стороны лондонского порта – финансовый менеджмент и судоходное законодательство, в то время как Роттердаму принадлежит первенство в сфере услуг и обеспечения.

Порт Гонконга / Фото: ascopeshipping
Порт Гонконга / Фото: ascopeshipping

Впрочем, как бы ни были хороши европейские порты в делах снабжения, финансирования и законодательства, им не тягаться по размерам с портами Китая. Четвёртое место в рейтинге Menon принадлежит Гонконгу – крупнейшему китайскому порту, с пропускной способностью 22,3 млн. TEU, который принимает порядка 456 тыс. судов и 25 млн. пассажиров ежегодно. На пятом месте Шанхай, мировой лидер среди портов по грузообороту. В 2014 году он установил рекорд – пропускная способность порта составила 35,2 млн. TEU. Шанхай впервые попал в пятёрку лидеров, но, как утверждают эксперты Menon, «через пять лет Сингапур, по-видимому, всё ещё будет сохранять лидирующее положение, а вот вторую строчку рейтинга займёт Шанхай». Прогноз свидетельствует о возрастающей мощи Китая в сфере торговли и услуг на море. Сейчас ему принадлежат шесть из десяти крупнейших портов мира: кроме Гонконга и Шанхая, это Шэньчжэнь, Нинбо, Гуанчжоу и Циндао.

Порт Шанхая / Фото: porttechnology
Порт Шанхая / Фото: porttechnology

Как бы то ни было, первая пятёрка портов – это не весь судоходный мир, а критерии Menon, при всей их непредвзятости, условны, как и все критерии. Список лидеров может измениться – он меняется уже сейчас. Набирает вес на международной арене Джебель-Али в Дубае, крупнейший порт Ближнего Востока, искусственно созданный и, как утверждают, видимый из космоса. Не попал пока что в лидеры, вытесненный более известным Лондоном, порт Филикстоу в Соединённом королевстве – несмотря на то, что он один принимает на себя половину грузооборота в портах страны. Большое будущее пророчат австралийскому Порт-Хедленду, самому глубоководному порту Океании, для которого ещё долго не будет существовать слишком большой осадки, как бы ни «выросли» в дальнейшем суда. Быстро развивается американская Южная Луизиана, чья «специализация» – экспорт зерновых. Слава Роттердама, как поговаривают, тоже не вся закончилась в 1987 году. Настоящее соревнование портов только начинается.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. […] Управление порта инвестирует не только в круизный, но и в контейнерный сектор. На 2016 год запланировано строительство 9 глубоководных причалов и глубоководного судоходного канала, что должно повысить контейнерооборот до 10 млн. TEU. Ещё одним важным шагом в развитии порта станет создание сервиса скоростных трейлерных перевозок в Тайвань. Если все эти планы воплотятся в жизнь, то стоит ожидать изменений в рейтинге портов мира. […]