В Украине ликвидируют крымские порты

В Украине закроют крымские порты. Так, согласно указу от 16.06.2014 № 255 «Про закриття морських портів» до восстановления конституционного строя на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя должны быть закрыты морские порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта, Евпатория. Кроме того, Государственному предприятию «Администрация морских портов Украины» необходимо обеспечить ликвидацию администраций морских портов полуострова.

0
1864

Украина еще в середине мая этого года уведомила Международную морскую организацию (IMO) о подготовке решения о закрытии крымских портов. Такое решение означает, что любое судно, которое зашло в морские порты полуострова, делает это на свой страх и риск, поскольку судовладельцы и капитаны судов, которые проигнорировали подобный запрет, могут столкнуться с серьезными проблемами (штрафами или даже тюремными заключениями). Ведь при входе в крымские порты экипажи судна как фактически входят на территорию, признанную небезопасной, так и нарушают законодательство Украины, совершая преступление, предусмотренное статьей 332-1 Уголовного кодекса Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Согласно этому законодательному акту, члены экипажа судна попадают под административную и уголовную ответственность за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию. Это карается серьезными штрафами, также существует возможность ареста этого судна или других судов этого судовладельца в украинских или иностранных портах.

Тем не менее, зафиксированы неоднократные заходы в крымские порты иностранных судов. Так, согласно исследованиям проекта «Майдан иностранных дел», который занимается отслеживанием судов, среди нарушителей украинского законодательства суда из Латвии, Румынии, Болгарии, Италии, Греции, Турции. Добавим, что все эти страны голосовали в ООН за непризнание аннексии Крымского полуострова, также являются членами НАТО.

Большая часть судов, которые посещают полуостров, – танкеры, но есть среди них и газовозы. Например, греческие GAS FLAWLESS, GAS ETHEREAL, GAS PUFFER. Каждый из них неоднократно заходил в Керчь на протяжении последних трех месяцев. Напомним, в Керчи находится газовый терминал в районе «Бочарки».

Но есть и официальная реакция страннарушителей. Так прокуратура Турции начала расследование по факту нарушения турецким круизным лайнером запрета Украины на заход в порты непризнанной Республики Крым. Об этом, как сообщают «українські новини», заявил депутат Верховной Рады от фракции ВО «Батькивщина» Мустафа Джемилев. По его данным, лайнер «Адриана» нарушил турецкое законодательство, и против него будет открыто уголовное дело. В свою очередь один из владельцев судна Василий Боровский сообщил, что ничего о ситуации с судном не знает: «Сейчас «Адриана» продолжает работать на регулярной линии Стамбул-Севастополь. О том, что территория близ Крыма признана временно оккупированной или о том, что украинские порты ликвидируют – мы ничего не знаем. Никаких претензий к нам никто не предъявлял». Он добавил, что линия «Адрианы» чрезвычайно востребована среди населения Турции – крымчане полуостров не покидают. «В это судно вложено очень много и из-за каких-то законопроектов никто не станет отказываться от необходимости окупать затраты», — добавил Боровский.

Заместитель министра инфраструктуры Александр Малин подчеркнул, что сейчас проблем внутреннего и внешнего характера немало: «Все мы сегодня живем в особых условиях. Инциденты, которые у нас были и в одесских портах, и в порту Мариуполя говорят о том, что фактически мы находимся в состоянии военного положения. Мы сегодня не пускаем суда, которые заходили в порты, захваченные агрессором, мотивируя это тем, что судно пересекало украинскую границу в том месте, где нет пропуска. И все это накладывает на нас большую ответственность, потому что мы оказались на морской границе главной линией обороны. Наша задача – дать понять морякам всего мира, что мы рады всем, кто соблюдает международное законодательство и уважает территориальную целостность нашей страны. Я готов простить любые промахи, но там где касается стратегических объектов – позиция министерства будет очень жесткой».

Заместитель директора Департамента государственного надзора и контроля за безопасностью на морском и речном транспорте Илья Тихонов в свою очередь сообщил, что департамент не может запретить иностранным судам посещать крымские порты, а также как-то воздействовать на них. Контролировать ситуацию в портах также остается невозможным. Кроме того на вопрос о дальнейшей эксплуатации крымских портов, после их ликвидации он ответил: «Сейчас Крым находится под управлением России. Когда Украина вернет контроль над ним, то мы сможем обеспечить безопасность, а сейчас у нас нет возможности что-либо там делать».

Ответить на вопрос, возможно ли будет возобновить грузопоток в крымских портах после аннексии на уровне прошлого года, также пока нельзя. «На формирование грузопотока влияет множество факторов, в том числе экономические, политические, сезонные и другие. В связи с этим, делать долгосрочные прогнозы не представляется возможным», — сообщил заместитель главы Администрации морских портов Украины Юрий Васьков.

Напомним, 18 марта 2014 года Россия аннексировала Крым. Позже 27 марта Генеральная ассамблея ООН в резолюции, принятой голосами 100 стран, призвала все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя. В свою очередь, спустя месяц, 27 апреля, вступил в силу закон Украины о правовом режиме оккупированных территорий АР Крым и Севастополя, который предусматривает уголовную ответственность за незаконное пересечение границ Украины на оккупированном полуострове.