Найробийская Kонвенция IMO об удалении затонувших судов вступила в силу

0
2574

Найробийская Международная конвенция об удалении затонувших судов вступила в силу 14 апреля 2015, установив строгие правила для быстрого и эффективного удаления обломков кораблекрушения в территориальных водах, определяя права и обязанности сторон при удалении затонувших судов, а также правила урегулирования споров. Международный документ устанавливает материальную ответственность судовладельцев за последствия любого инцидента, приведшего к аварии.

Конвенция возлагает строгую ответственность на судовладельцев касательно размещения, маркировки и ликвидации затонувших судов, которые могут представлять собой опасность или препятствуют судоходству и которые могут привести к серьезным последствиям для морской среды или побережья. Конвенция также предусматривает обязательную государственную сертификацию или другую форму финансового страхования для судов вместимостью от 300 рег. тонн и более. Конвенция также наделяет государства-участники правом прямого действия против страховщиков.

Конвенция заполнит пробел в международных правовых механизмах и впервые обеспечит унифицированный набор инструментов, позволяющих быстро и эффективно удалить затонувшие суда, находящиеся в 200-мильной или исключительной экономической зоне страны. Конвенция также содержит положение, что позволяет государствам-участникам выбирать определенные положения для внедрения на своей территории, в том числе и в своих территориальных водах.

Положения Конвенции включают:

  • обязанность капитана судна или оператора сообщать «пострадавшему» государству о морской аварии и предусматривает обязанность «пострадавшего» государства предупредить моряков и заинтересованные страны о характере и месте крушения и предпринять все возможные меры, чтобы найти затонувшее судно;
  • критерии для определения опасности, исходящей от затонувшего судна, в том числе глубину в месте крушения, близость судоходных маршрутов, плотность движения, уязвимость портовых сооружений. Экологические критерии включают в себя угрозы, которые могут возникнуть в результате выброса в морскую среду груза и/или топлива;
  • меры для облегчения удаления затонувших судов, в том числе права и обязанности сторон при удалении затонувших судов: когда за удаление отвечает собственник судна, а в каких случаях вмешивается «пострадавшее» государство;
  • владелец судна несет расходы по локализации, маркировке и удалению обломков. Владелец судна должен иметь обязательную страховку или другие виды гарантий, чтобы покрыть расходы по ликвидации последствий аварий;

Конвенция была принята на Международной конференции ООН в Найроби в 2007 году. По состоянию на 14 апреля 2015 года участниками Найробийской конвенции являлись: Антигуа и Барбуда, Болгария, Конго, Острова Кука, Дания, Германия, Индия, Иран, Либерия, Малайзия, Маршалловы Острова, Марокко, Нигерия, Палау и Великобритания. Для Мальты документ вступил в силу 18 апреля 2015 года, для Тувалу – 17 мая 2015 года.