Нефтетранспортный «секонд хенд»: что пользуется спросом на рынке танкеров

0
1156
Фото: worldmaritimenews

Судовладельцы выучили урок, который преподал переполненный рынок танкеров в последние годы, и теперь предпочитают покупать подержанные суда, чтобы не заказывать новые и не увеличивать этим общий тоннаж танкерного флота.

Суммарный тоннаж всех танкеров мира в прошлом году оценивался в 525 млн. тонн, что составляет 32% грузоподъёмности всего торгового флота планеты. Общий тоннаж танкерного рынка растёт за счёт постоянного увеличения дедвейта новых судов.

На сегодняшний день самыми популярными крупными танкерами являются суда класса VLCC*, дедвейтом свыше 200 тыс. тонн, способные перевозить около 2 млн. баррелей нефти за рейс. Сейчас в мире насчитывается порядка 630 таких судов, и именно они стали лидерами купли-продажи в последние дни. Компания Euronav подтвердила, что переговоры о покупке четырёх новых VLCC у Metrostar вошли в решающую стадию. Брокеры прогнозируют, что количество покупаемых танкеров может увеличиться. Суда оцениваются в $98 млн. каждое и вполне подходят Euronav, которая не желает увеличивать мировой флот новым заказом.

12 июня греческая компания Centrofin сообщила, что продала свой VLCC Kalymnos (DWT=299.100, спущен на воду в 2000 году) неизвестному покупателю в России за $39 млн. 8 июня немецкая компания Nord Reederei продала два своих VLCC Energy R и Power D (оба: DWT=319.000, спущены на воду в 2003 году) компании Navios за $43 млн. каждый. Для сравнения: стоимость нового VLCC сейчас составляет порядка $100 млн.

Следующими по величине и популярности являются танкеры типа «Суэцмакс», дедвейтом от 120.000 до 200.000 тонн. Эти суда были специально разработаны с учётом проходимости Суэцкого канала. Сейчас в мире насчитывается около 490 танкеров такого типа. В этом секторе рынка в последние дни тоже наметилось движение: фирма Dynacom Tankers продала танкер Beijing (DWT=157.000, спущен на воду в 1998 году) за $22,5 млн. индийской компании Pratibha Shipping. Покупку можно назвать недорогой, поскольку стоимость нового суэцмакса колеблется в районе $65 млн.

Помимо купли-продажи, на рынке процветает фрахт: брокеры оценивают годовой чартер VLCC и суэцмаксов в $45,000 и $33,000 за один день соответственно.

Считается, что самый большой танкер – это судно класса ULCC Batillus (DWT=540.000), которое было построено в 1976 году во время военного конфликта между Египтом и Израилем для перевозки нефти вокруг мыса Доброй Надежды, поскольку Суэцкий канал оказался как раз в центре военных действий. Но конфликт исчерпал себя раньше, чем танкер совершил первый рейс, и тоннаж мирового флота был увеличен напрасно. Похожие случаи, правда, меньшего масштаба, происходят регулярно.

Приобретение подержанных танкеров выглядит разумной экономией ресурсов, особенно на фоне танкеростроительного угара начала века. Компании-заказчики, похоже, совершенно убедились, что увеличение дедвейта – это решение одних проблем и возникновение других.

* VLCC (англ. Very Large Crude oil Carriers — очень крупные перевозчики нефти) — супертанкеры дедвейтом 200.000 — 320.000 тонн.