Применение на судах одобренных средств для снижения выбросов NOх

0
1950

В соответствии с правилом 13.7.1 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ (регулирует выбросы окислов азота (NOх) судовых дизелей) судовые дизели мощностью более 5000 кВт с объёмом цилиндра 90 л и более, установленные на судне, построенном 01.01.1990 и после этой даты, но до 01.01.2000, должны соответствовать новым нормам выбросов. Выполнение этого правила должно быть подтверждено или установкой одобренного технического средства, или первичным освидетельствованием двигателя на предмет соответствия выбросов нормам.
Соответственно требуется:
сертифицировать средства снижения выбросов NOх, предназначенные для судовых дизелей;
направлять в Международную морскую организацию (ИMO) уведомление о сертификации вышеуказанных средств.
Содержание уведомления регламентировано Руководством, которое принято резолюцией MEPC.242(66) от 04.04.2014. К уведомлению должна прилагаться документация одобренного средства, соответствующая пункту 7.4 Технического кодекса по NOх 2008 года и содержащая критерии применимости средства в виде элементов:
.1 изготовитель/лицензиат, тип и модель двигателя;
.2 испытательный(ые) цикл(ы), например, E2, E3, D2 или C1, как указано в главе 3 Технического кодекса по NOх 2008 года;
.3 номинальная мощность (кВт) и частота вращения (об/мин), указанные на паспортной табличке изготовителя или измененные в ходе одобренной модификации:
.4 особо важные компоненты NOх и способы их определения;
.5 особо важные в отношении NOх настройки или рабочие параметры и способы установки этих значений.
.6 любые другие конкретные элементы, относящиеся к двигателям, к которым применяется одобренное средство.
Уведомление должно содержать и информацию о контактной организации для данного одобренного средства.
Также резолюцией MEPC.243(66) от 04.04.2014 принято «Руководство 2014 года по процедуре применения одобренного средства».
Процедура применения одобренного средства приведена на рис. 1
Поясняется этот рис. 1 следующим образом.
После получения уведомления о сертификации одобренного средства посредством рассылки циркуляра ИМО, собственники судов, на которые может распространяться установка одобренного средства, должны удостовериться в том, применимо ли данное одобренное средство к двигателям, которые находятся под их контролем, проведя проверку на основе критериев определения приемлемости двигателей, включенных в циркуляр.
В тех случаях, когда критерии применимости средства в вышеприведенных пунктах .1 – .3, не применимы, одобренное средство не используется и никаких дальнейших действий не требуется.
В тех случаях, когда двигатель полностью соответствует критериям .1 – .6, собственник судна должен организовать с помощью контактной организации, указанной в циркуляре ИМО, установку одобренного средства, как определено в правиле 13.7.2 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.
В тех случаях, когда считается, что одобренное средство не применимо, поскольку, хотя оно соответствует критериям .1 – .3, но не соответствует одному или нескольким критериям .4 – .6, собственник судна должен связаться с соответствующей контактной организацией, указанной в циркуляре ИМО. При этом должна быть предоставлена информация, разъясняющая, почему считается, что одна или несколько позиций, указанных в пунктах .4 – .6, неприменимы. Контактная организация должна оценить правомерность невозможности установки одобренного средства в соответствии с имеющейся у нее информацией об одобренном средстве. Итоги этой проверки (согласие или несогласие) должны быть предоставлены сертифицирующей Администрации и Администрации судна для рассмотрения и подтверждения этого вывода.
В случае согласия с выводом о неприменимости, сертифицирующая Администрация должна надлежащим образом это оформить, указав идентификационный номер утверждения одобренного средства, особенности двигателя, обуславливающие неприменимость (марку, модель, серийный номер и другие поддающиеся проверке и уникальные идентификаторы), и подробные сведения о причине(ах), вследствие которой(ых) двигатель считается неприемлемым, а также любую другую соответствующую информацию. Любое решение о неприменимости должно быть согласовано с Администрацией судна. Документация о неприменимости должна храниться на судне в качестве доказательства неприменимости конкретного одобренного средства.
В тех случаях, когда Администрации согласны с мнением контактной организации относительно того, что приводимые собственником судна аргументы в пользу неприменимости являются необоснованными, судовладельцу будет сообщено о необходимости установки одобренного средства в течение отведенного периода времени.
В случае когда одобренное средство оказывается коммерчески недоступным, несмотря на все усилия, прилагаемые к его приобретению в течение периода времени, предусмотренного правилом 13.7.2 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ, следует направить заявление Администрации судна, предоставив подробные сведения о предпринятых действиях, направленных на установку одобренного средства. Администрация судна должна рассмотреть эту информацию, и, если она согласна с тем, что одобренное средство в данный момент коммерчески недоступно, подтверждение этого должно быть надлежащим образом направлено собственнику судна. Данное подтверждение должно храниться на судне и быть доступно при проведении освидетельствований или проверок в соответствии с требованиями.
После этого собственник судна должен в соответствии с правилом 13.7.2 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ своевременно провести повторную оценку коммерческой доступности до следующего ежегодного освидетельствования и, если одобренное средство доступно, установить его не позднее этого ежегодного освидетельствования.
Если одобренное средство все еще недоступно, следует повторить вышеуказанную процедуру. После этого такой порядок действий необходимо повторять перед каждым ежегодным освидетельствованием до тех пор, пока одобренное средство не будет коммерчески доступно и, следовательно, установлено.
После завершения установки одобренного средства, первоначальное освидетельствование (подтверждение на судне) должно быть проведено Администрацией судна в соответствии с судовой процедурой проверки, указанной в документации одобренного средства.
Должны вестись хронологические записи, отражающие установку одобренного средства и все изменения, включая замены частей на аналогичные и регулировки/эксплуатационные параметры, относящиеся к одобренному средству. Эти записи должны прилагаться к документации одобренного средства в качестве доказательства первоначальной установки.

Горб С. И., ректор Института последипломного образования специалистов морского и речного транспорта, докт. техн. наук, профессор