Судовой механик или инженер

0
2349
Инженер в ЦПУ контейнеровоза MERY MAERSK (18,340 TEU) / Фото, Александр Гапонов
Инженер в ЦПУ контейнеровоза MERY MAERSK (18,340 TEU) / Фото: Александр Гапонов

В русскоязычной (также украиноязычной) версии Кодекса ПДНВ использованы следующие переводы понятий Правила I/1:

engineer office – механик;

chief engineer office – старший механик;

second engineer office – второй механик.

Перевод профессии «engineer» как «механик» допускается англо-русскими словарями, но в большей степени связан с тем, что традиционно технических специалистов на судах называют механиками. Ещё в постановлении Совнаркома СССР «О минимальном составе экипажа морских торговых судов» от 24.03.1926 было указано, что на паротеплоходе должно быть минимум два механика. Впоследствии профессия «механик» «перекочевала» в кодексы торгового мореплавания СССР и Украины.

К названию морской профессии «механик» привыкла морская общественность и, более того, профессия с таким названием стала пользоваться большим авторитетом. Можно назвать десятки фамилий судовых механиков, которые прославили эту профессию, внесли большой вклад в развитие морского флота и стали достойными наставниками молодёжи.

Но жизнь не стоит на месте, паротеплоходы давно списаны на металлолом, флот пополнился современными судами, на которых технические специалисты по содержанию выполняемых функций уже давно «переросли» профессию, в основе которой лежит эксплуатация только механических устройств.

Даже в квалификационной характеристике второго механика (судового), которая была утверждена Минтрансом Украины ещё в 2001 г., записано, что он должен обеспечить  эксплуатацию и техническое обслуживание: средств пожаротушения; средств автоматизации; контрольно-измерительных приборов; электрического и электронного оборудования, включая диагностику неисправностей; рефрижераторной установки и кондиционеров.

В настоящее время судовые механики также выполняют следующие функции, которые непосредственно не вытекают из «механического профиля деятельности»:

дистанционное управление энергетическими установками, системами и устройствами из центрального поста управления;

выполнение комплексных командных действий в сложных условиях плавания и при авариях;

оценка рисков в принятии решений по выбору режимов эксплуатации энергетических установок и при выполнении работ;

настройка электронных систем управления и программирование контроллеров;

использование диагностических систем и идентификация неисправностей в условиях получения неполной информации;

аудит энергетической эффективности судна согласно плана управления энергетической эффективностью (резолюция МЕРС.213(63)).

Другими словами название профессии «механик (судовой)» уже давно не отражает её содержание. Об этом даже свидетельствуют действующие учебные планы подготовки судовых механиков, в которых основными базовыми дисциплинами определены не «теоретическая и прикладная механика», а «теплоэнергетика», «электротехника», «электроника» и «информатика».

Естественно, что может возникнуть вопрос: а какая разница, как называется профессия? Главное – ведь её содержание? Оказывается, что нет: разница очень существенная!

В Украине действует Классификатор профессий ДК 003:2010, который разработан на основе Международной стандартной классификации профессий – ISCO 88: International Standard Classification of Occupations/ILO, Geneva (вместо последней, датированной 1988 г., в настоящее время действует версия 2008 г. – ISCO-08, но она не была использована при подготовке Классификатора профессий ДК 003:2010). В этом классификаторе, как и в указанных международных классификаторах, все профессии разделены на 9 классификационных группировок (ниже названия группировок приведены в упрощённом виде):

  1. Руководители (в т.ч. законодатели, менеджеры, заместители руководителей, главные специалисты);
  2. Профессионалы (функциональные обязанности предусматривают творческую составляющую, и требуется полное высшее образование);
  3. Специалисты (на украинском – фахівці; функциональные обязанности предполагают работу по готовым инструкциям, и требуется уровень образования «младший специалист» или «бакалавр», а в случае управления сложными технологическими комплексами либо их обслуживания – «специалист»);
  4. Технические служащие (на английском – clerk; функциональные обязанности заключаются в секретарской, учётной работе и требуется уровень образования «младший специалист» или профтехоборазование или в ряде случаев полное среднее образование с профессиональной подготовкой на производстве);
  5. Работники сферы торговли и услуг (услуги, связанные с бытом, питанием, обслуживанием, охраной, торговлей; квалификационные требования аналогичны предыдущей группировке);
  6. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыборазведения и рыбалки (требуется профтехобразование или в ряде случаев полное среднее образование с профессиональной подготовкой на производстве);
  7. Квалифицированные работники с инструментом (требуется профтехобразование или в ряде случаев полное среднее образование с профессиональной подготовкой на производстве, а для некоторых профессий – уровень образования «младший специалист»);
  8. Работники по эксплуатации сложного оборудования (квалификационные требования аналогичны предыдущей группировке);
  9. Наипростейшие профессии (функциональные обязанности связаны с охраной, уборкой, стиркой; требуется базовое среднее образование или начальное среднее образование с минимальной профессиональной подготовкой на производстве).

В этом классификаторе все механики всех видов экономической деятельности и технологий отнесены к классификационной группировке «специалисты» («фахівці»), предполагая, что при эксплуатации механического оборудования априори отсутствует творческая составляющая.

Другими словами сложилась ситуация, когда все судовые технические специалисты, независимо от фактически выполняемых на судах функций, из-за использования в наименовании их профессий слова «механик» не могут быть признаны профессионалами. А это, в свою очередь, означает, что при подготовке судовых специалистов не нужны все учебные дисциплины, которые связаны с проектированием, методами диагностики сложных рабочих процессов, оптимизацией режимов работы и выбором методов ремонта сложного оборудования.

Для того, чтобы попасть в классификационную группировку «профессионалы» необходимо, прежде всего, переименовать профессию «механик (судовой)» в «инженер (судовой)». Но и этого недостаточно. Необходимо ещё доказать, что профессия «инженер (судовой)» предусматривает творческую составляющую и связана с эксплуатацией сложного оборудования.

Наличие творческой составляющей в профессии любого инженера – это всегда дискуссионный вопрос, тем более, если профессия связана с эксплуатацией, а не проектированием оборудования. На флоте, действительно, МКУБ требует максимально широко использовать в работе судовых специалистов регламентные процедуры и чек-листы, которые минимизируют творческий подход. Но, вряд ли можно отрицать наличие творческого подхода в работе судовых инженеров при:

выборе эксплуатационных режимов главного двигателя на судах с ВРШ;

настройке программы нагружения главного двигателя и ограничительных устройств для обеспечения хорошей приёмистости главного двигателя и предотвращения его перегрузок;

диагностике рабочих процессов судовых технических средств и идентификации неисправностей;

выборе методов ремонта оборудования в условиях ограниченности ресурсов;

организации труда и технической учёбе машинной команды.

Для определения в какую классификационную группировку («профессионалы» или «специалисты» («фахівці»)) должен попасть «инженер (судовой)» можно использовать и метод аналогии, то есть посмотреть, где находятся аналогичные профессии.

В классификационной группировке «специалисты» («фахівці») в Классификаторе профессий ДК 003:2010 есть только профессии «инженер по безопасности движения», «инженер по техническому надзору» и «инженер-инспектор», которые явно работают только по готовым инструкциям.

А в классификационную группировку «профессионалы» включены все остальные профессии, имеющие в названии слово «инженер», в том числе: «инженер-энергетик»; «инженер по технической диагностике котельного и турбинного оборудования»; «инженер по топливно-смазочным материалам»; «инженер по вентиляции»; «инженер по ремонту». А ведь судовые механики выполняют функции всех этих профессий одновременно. Почему же тогда «инженер (судовой)» не имеет права находиться в этой группировке?

Да и вряд ли функции профессии «инженер (судовой)» можно считать менее творческими, чем профессий из группировки «профессионалы»: «инженер бортовой»; «инженер по управлению реактором»; «инженер по автоматизированным системам управления производством»; «инженер по мелиорации»; «инженер преобразовательного комплекса»; «инженер по звукозаписи»; «инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка»; «инженер по инструменту»; «инженер по управлению турбиной атомной станции»; «инженер по эксплуатации нефтегазопроводов»; «инженер по эксплуатации оборудования газовых объектов»; «инженер по креплению»; «инженер по инвентаризации недвижимого имущества»; «инженер по контролю систем учёта газа».

Резюмируя изложенное, наверно надо заключить, что морская традиция именовать всех технических специалистов на судах механиками, переводить понятие Кодекса ПДНВ «engineer office» как «механик» и гордиться таким названием морской профессии – ничто иное как пережиток, который «опустил» эту профессию на самый низкий уровень.

Сергей Горб, ректор ИПО МРТ доктор технических наук, профессор
Сергей Горб, ректор ИПО МРТ доктор технических наук, профессор

Если продолжать медлить с приведением профессии «механик (судовой)» в соответствиесаналогичными профессиями в других видах экономической деятельности и технологий, неизбежно по формальным признакам будет снижен уровень образования и срок обучения по этой профессии. А аргумент о том, что это может привести к ухудшению безопасности судоходства, вряд ли будет принят во внимание, так как срок обучения жёстко привязывается к уровню образования. Может даже возникнуть ситуация, когда для профессии «механик (судовой)» в соответствии с новой редакцией Закона Украины «О высшем образовании» будет предложен уровень высшего образования не «бакалавр», а «младший бакалавр».

С.И. Горб