Танкеры «меняют профессию»: насколько мрачны перспективы химического флота?

0
1228
Танкер химовоз-продуктовоз Chembulk New York / Фото: Rennett Stowe

Консалтинговая компания Drewry, занимающаяся проблемами мирового судоходства, отмечает, что всё больше танкеров-химовозов начинают работать как продуктовозы. Это должно несколько смягчить последствия трудного года, выдавшегося для перевозок химических веществ.

Морские перевозки химических веществ (включая растительные масла и жиры) утратили темпы роста в 2014 году. Прогнозы уверяют, что в следующие несколько лет они едва ли вырастут на 2,5%. Предназначенный для этих перевозок флот, тем не менее, должен вырасти на 9% и достичь суммарно 101 млн DWT уже к концу текущего года. Это может грозить падением фрахтовых тарифов и убытками для компаний-операторов перевозок. Однако, относительная устойчивость рынка танкеров-продуктовозов позволяет ему обеспечить работой излишек химовозов. Таким образом, количество танкеров, действительно задействованных в транспортировке химических веществ, вырастет не более, чем на 7%. Это позволит рынку химовозов оптимизировать работу.

По оценкам Drewry, менее 40% судов, предназначенных для перевозок химических веществ и связанных с ними продуктов, на самом деле заняты в химическом секторе торговли. Три года назад эта доля составляла 46%. Существующее соотношение предполагается удерживать на стабильном уровне следующие несколько лет. По общему тоннажу химический флот не развивается так стремительно, как, к примеру, нефтяной, где DWT судов всё время растёт. В следующие несколько лет этот отрыв увеличится ещё больше.

Есть, однако, ситуации, когда уход с рынка танкеров-химовозов выглядит не выходом из положения, а вынужденной мерой: например, когда судно перестаёт соответствовать сертификату Международной морской организации (IMO), что случается с химовозами достаточно часто. В Drewry насчитали 60 танкеров, потерявших или не обновивших сертификат IMO. Это довольно много в сравнении с 11 судами, покинувшими рынок вследствие сокращения или убытков. Среди других факторов, способных сократить рынок химовозов, Drewry называет проблемы с поставками на судоремонтных верфях и, наконец, банкротство. Все эти события, безусловно печальные для судов, с которыми они произошли, тем не менее, спасут химический флот от упадка.