ЧМП – странички истории

0
1780

 Некогда одна из крупнейших судоходных компаний мира «Черноморское морское пароходство» на своем многолетнем пути развития переживала как крупные победы и взлеты, так и сложные периоды в своей деятельности. Становление пароходства, образованного 13 июня 1922 года Советом Труда и Обороны советской республики, проходило в трудных условиях, когда флот насчитывал единицы старых и технически изношенных судов. Об этом периоде написано немало интересных страниц.

Хотелось бы остановиться на примечательных и, одновременно, трагических годах в истории бывшего Советского Союза – 1937-38-х. К этому периоду судоходная компания с органами управления в Одессе стала ведущей в стране. В ее состав входили несколько портов, расположенных на побережье Черного моря и ряд судоремонтных заводов. Развернувшийся по все стране большевицкий террор не мог не затронуть и работников морской отрасли. Для того, чтобы представить реальную картину того времени достаточно полистать пожелтевшие страницы одесских газет. Первое, что бросается в глаза – сухость заметок и статей, чувствуется определенный журналистский шаблон. Рядом с пространными газетными полосами «Право-Троцкистский блок» убийц, шпионов, предателей» и «Военные действия в зоне Бэйнин-Ханькоуской железной дороги» публиковали статьи из жизни города, Одесского порта и морского флагмана – ЧМП. По их содержанию несложно сделать выводы о состоянии флота и проблемах его развития.

Статья «Вывести Черноморское пароходство из прорыва»:

…Четыре дня работал партийно-хозяйственный актив ЧМП. …Совещание вскрыло всю неприглядность истинного положения в пароходстве. Черноморский бассейн, имеющий огромное значение в грузообороте страны, из месяца в месяц не выполняет государственный план грузоперевозок. …В настоящем году пароходство работало значительно хуже, чем в 1936 году. Сумма причиненных государству убытков от аварий увеличилась вдвое. Кроме того, выплатили клиентам более 3 миллионов рублей за порчу и недостачу грузов. В результате ЧМП не выполнило указание правительства о переходе на бездотационную работу.

…Участники совещания вскрыли много причин столь плохой работы. Презренные враги народа, орудовавшие в пароходстве, много навредили. Однако новые руководители пароходства т.т. Полковский, Ванюков (нач. политотдела) и Белиловский не сумели мобилизовать коллектив работников на быстрейшую ликвидацию последствий вредителей. И по сей день в пароходстве процветает канцелярско-бюрократический стиль работы.

…Порты работают плохо; имеющаяся механизация не используется в полной мере. …Особое внимании актив уделил вопросам ремонта судов. Сейчас выведено из эксплуатации и поставлено в ремонт около 50% флота. Между тем, судоремонт организован явно неудовлетворительно. …На судоремонтных базах, особенно на заводе им. А. Марти, работа организована плохо. До сих пор не введена, например, трехсменная система. Оборудование загружено не более чем на 50-75%. Организация труда не удовлетворительна. Это приводит к большой текучести кадров.

Совещание актива решительно потребовало от руководства пароходства – немедленно навести большевистский порядок в судоремонте». [Большевистское знамя. – 1 марта 1938].

Сегодня фамилия кровавого палача сталинской системы Ежова совершенно не знакома для многих современников, но было время, когда ему рукоплескала вся страна.

«Весть о назначении тов. Ежова Народным комиссаром Водного транспорта с быстротой молнии облетела цехи завода им. А. Марти. …В результате стахановцы ударники-партийцы обязались еще больше поднять производительность труда, …усилить большевистскую бдительность и отлично подготовиться к начинающемуся 1 мая стахановскому месячнику». [Большевистское знамя. – 10 апреля 1938] [Для справки: Ежов Николай Иванович – партийный и государственный деятель. Нарком Госбезопасности (1936-1938), организатор исполнитель сталинских репрессий].

«На днях во Дворце моряка состоялось собрание партийно-хозяйственного актива и плавсостава. С докладом выступил начальник пароходства тов. Темкин. Актив ожидал от него глубокой критики неудовлетворительной работы пароходства. Однако, тов. Темкин ограничился тем, зачитал текст постановления правительства о водном транспорте.

Выступили капитаны: Баглай («Франц Меринг»), Каминский («Аджаристан»), и рассказали, что их попытки перевода на хозяйственный расчет судов встретили тупое равнодушие в управлении Черноморского пароходства. Хозрасчет – одно из замечательных условий товарища Сталина, ставшее могучим рычагом подъема народного хозяйства на водном транспорте, игнорируется…». [Большевистское зная. – 10 апреля 1938].

Казалось, обыденные производственные пароходские новости. Но за ними скрывались действия репрессивной машины, широко развернувшей свою деятельность в 1937-38 годах. Потому и происходила частая смена кадров – сотни и сотни ни в чем не винных работников ЧМП подверглись репрессиям и гонениям, многие из них были отправлены в места, совсем не связанные с их основной производственной деятельностью.

А как протекала трудовая жизнь моряков непосредственно на торговых судах пароходства? В отличие от кабинетной хроники, от коротких сообщений с морей, где фигурировали названия судов, фамилии моряков, веет жизнью, за каждой строчкой чувствуется ежедневный тяжелый труд.

«Черноморское пароходство получило от начальника экспедиции по буксировке плавучего дока на Дальний Восток тов. Мезенцева радиограмму, извещающую, что следуя Малаккским проливом, док проходит в сутки 151 милю, со скоростью 6,3 мили в час, при безветренной погоде. Материальная часть судов работает бесперебойно. Док приближается к Сингапуру». [Большевицкое знамя, 1938, 15 мая, №102, С. 4]

«Вчера утром вышло в очередное плаванье четырехмачтовое парусное судно «Товарищ». На борту парусника находятся 160 практикантов-студентов морских техникумов Одессы, Херсона, Батуми. Среди них 12 девушек. «Товарищ» взял курс на Новороссийск, где предстоит 10 дневная стоянка в порту». [Там же. 18 мая 1938, №105, С. 4]

«При прохождении Гибралтарского пролива по пути из Роттердама в Пирей (Греция) 18 мая в 14 часов был задержан минным заградителем испанских мятежников советский пароход «Ташкент» с полным грузом угля. Испанские пираты отвели пароход в Сеуту. По сообщению капитана «Ташкента» тов. Журавлева, после четырехчасового безрезультатного обыск пароход был отпущен и следует по своему назначению». [Там же. 20 мая 1938, №106, С. 4].

Просматривая старые газеты, невольно приходится сожалеть о том, что сегодня тема многолетнего, можно сказать, героического труда моряков Черноморского морского пароходства не популярна на страницах наших газет. Уже нет в живых участников тех событий более чем полувековой давности. Вероятно, история еще ждет своих пытливых исследователей. А мы будем ждать от них интересных морских рассказов.