Электронная навигация на танкере: степень популярности и меры безопасности

1
1214

1 июля этого года вступит в силу положение Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74/78*), согласно которому все танкеры дедвейтом свыше 3.000 тонн должны использовать электронно-картографическую навигационно-информационную систему (ECDIS). 54% танкеров мирового флота уже используют электронные навигационные карты (ENC), и готовы к переходу на ECDIS. Оставшиеся 46% – более 4.000 танкеров – электронной навигацией не пользуются.

Переход на электронные средства навигации совершается медленно, но верно: ещё в сентябре 2014 года ими пользовалось не 54%, а всего 42% танкерного флота. Популярность электронных систем неодинакова среди танкеров разного назначения: ENC пользуются 83% танкеров LNG, 79% транспортировщиков сырой нефти и всего 36% продуктовозов. По информации Гидрографического бюро Соединённого королевства (UKHO), во всех трёх категориях этот процент растёт. «Прогресс в использовании ENC налицо, – заявляет Томас Меллор, глава Отдела технической поддержки и цифровых стандартов UKHO, – но количество судов, которые не пользуются ENC и пока не готовы использовать ECDIS, огромно. Даже если мы продлим период адаптации после вступления в силу положения SOLAS 74/78 – если проведём первый опрос, скажем, через 12 месяцев – всё равно производителям ECDIS придётся попотеть, а танкерам и их экипажам – привыкнуть к большим переменам. Тем, кто ещё не перешёл на ENC, рекомендую побыстрее этим заняться. Невыполнение предписания SOLAS 74/78 грозит серьёзными последствиями».

Нужно заметить, о переменах в системе навигации танкерный флот был предупреждён заранее. Согласно положениям Международной морской организации (IMO), с 2011 года новые пассажирские суда и танкеры сходят с верфи уже оборудованные ECDIS. В 2012-2013 годах это правило стало обязательным для всех новых грузовых судов. Пассажирские суда, построенные ранее 2011 года, были дооборудованы ECDIS в прошлом году, очередь танкеров пришла в этом. Все прочие грузовые суда будут переведены на новую систему в 2016-2018 году.

Обязательное внедрение ECDIS потребует множества сопутствующих мер, главная из которых – ознакомление с системой тех членов экипажа, которым предстоит с ней работать. У всех ещё свеж в памяти случай, когда в сентябре 2013 года химический танкер Ovit, оборудованный ECDIS, сел на мель в Дуврском проливе. Британский Отдел расследований происшествий на море (MAIB), занимавшийся этим инцидентом, утверждает, что причиной посадки на мель было отсутствие у члена экипажа необходимых навыков электронной навигации. Некомпетентный помощник капитана, прокладывавший курс, допустил ошибку, а капитан, излишне доверявший системе, не стал проложенный курс проверять. По сведениям MAIB, на судне пользовались только электронными средствами контроля курса, причём ECDIS не была настроена должным образом. Навигационные знаки на отмели не работали. Сотрудник Навигационной информационной службы Канала (CNIS), которая могла бы связаться с вахтой танкера и предотвратить аварию, отвлёкся на своём посту. В результате танкер три часа провёл на мели. Экипаж не пострадал, судно было повреждено незначительно, загрязнения моря не произошло. Однако, всем понятно, что исход может быть иным, особенно если экипаж переходит на электронную навигацию в обязательном порядке. Или если на судне нет «бумажных» карт, с которыми можно сверить курс. Все эти «накладки» требуют отдельных оговорок, которых в директиве SOLAS 74/78 пока что нет.

* SOLAS 1974 г. c Протоколом 1978 г. и Поправками 1981, 1983 и 1988-1989 гг.

1 КОММЕНТАРИЙ