Дело танкера Prestige: судебный приговор в силе

Танкер Prestige
Фото: AFP

Испания получит $1,8 млрд в качестве компенсации за потери от самой крупной экологической катастрофы в Западной Европе. Крушение танкера Prestige 15 лет назад привело к масштабному разливу нефти. Капитан отправился в тюрьму, а страховщикам и судовладельцу предстоит рассчитываться за нанесенный флоре, фауне и туристическому бизнесу ущерб.

13 ноября 2002 года танкер Prestige попал в сильный шторм в Бискайском заливе. Корпус судна дал трещину, один из топливных танков получил пробоину, и судно начало дрейфовать в открытом море. Португальские, испанские и французские порты закрыли вход для аварийного танкера. В итоге судно разломилось надвое и затонуло, при этом нефтяной фонтан еще долго продолжал бить из корпуса лежащего на дне моря танкера. По оценкам экспертов, в море было сброшено в общей сложности порядка 63. 000 тонн топлива, а общая сумма ущерба составила $ 4,4 млрд. Разлив, который назвали самой крупной экологической катастрофой в Западной Европе, нанес серьезный ущерб пляжам, что сказалось на туристическом бизнесе, а также рыболовному промыслу. Нефтяное пятно распространилось на тысячи морских миль по поверхности моря.

csm flag

Расследование причин крушения продолжалось восемь лет, после чего начался судебный процесс. Изначально, в 2013 году, региональный суд провинции Галисия в Ла-Корунье оправдал капитана и старшего механика. Во внимание был принят тот факт, что капитан Апостолос Мангорас предпринял все необходимое для спасения танкера и действовал профессионально. И сам Мангорас, и старший механик оставались на борту Prestige после эвакуации остальных членов экипажа, причем на тот момент уже было известно, что танкеру не позволят войти ни в один порт. В утечке и разливе нефти обвиняли Морское управление Испании, которое бросило аварийное судно на произвол судьбы. Высказывались претензии и в адрес премьер-министра Испании Аснара, который дал указание отбуксировать танкер как можно дальше от берега, тогда как следовало удержать судно на воде, организовав откачку топлива, а для этого Prestige, напротив, надо было отбуксировать к берегу. Тем не менее, судебному преследованию ни один из чиновников, занимающих ответственные посты, так и не подвергся.

В январе 2016 года состоялось заседание Верховного суда Испании, который приговорил капитана к двум годам тюремного заключения, отменив предыдущее решение суда в Ла-Корунье. С решением Верховного суда были категорически не согласны Европейская федерация транспортных рабочих (ETF) и Ассоциация судовладельцев Европейского союза (ECSA), которые выступили против приговора, вынесенного капитану. Тем не менее, состоявшийся в ноябре 2017 года повторный суд в Ла-Корунья оставил в силе решение Верховного суда Испании от января 2016 года по делу о ликвидации последствий разлива нефти в результате крушения танкера Prestige. Капитан и лондонский страховой клуб The London P&I Club должны выплатить государству Испания $1,8 млрд компенсации. Кроме того, крупные денежные компенсации должны получить Франция и регион Галисия. Часть расходов возьмет на себя судовладелец.

Танкер Prestige, построенный в 1976 году, ходил под флагом Греции, принадлежал либерийской компании Mare Shipping Inc., управлялся греческим оператором Universe Maritime.