Пожар на «Титанике»: новые факты или очередные домыслы?

Титаник
Фото: Topical Press Agency

1 января 2017 года на британском телеканале Channel 4 вышел документальный фильм, в котором была озвучена очередная версия гибели судна «Титаник». В ленте Titanic: The New Evidence журналист Шенан Молони, тридцать лет занимающийся изучением истории трагедии «Титаника», заявил: причиной крушения могло стать возгорание в топливном отсеке. Пожар, длившийся несколько недель, привел к ослаблению прочности обшивки корпуса судна на 75%. Именно поэтому, считает Молони, сталь и не выдержала столкновения с айсбергом. Однако так ли нова выдвинутая британским журналистом гипотеза?

Как это было

csm flag

О гибели самого большого на тот момент в мире круизного лайнера написано и снято столько, что напомнить стоит лишь об основных деталях этого события. Восьмипалубный «Титаник» был построен на верфях в Белфасте в 1911 году и принадлежал судоходной компании White Star Line. Длина судна составляла 269 м, ширина – 30 м, водоизмещение – 52.310 т, предельная скорость – 23 узла. Лайнер мог взять на борт 2.439 пассажиров, но на момент трагедии загрузка на «Титанике» была неполной – всего 1.317 пассажиров, при 908 членах экипажа. Пассажиры первого класса могли посещать бассейн, турецкую баню, гимнастический зал, теннисный корт, кафе, курительные салоны.

Тренажерный зал на борту Титаника.
Фото: Fr. Browne S.J. Collection

В свой первый и единственный рейс «Титаник» вышел из Саутгемптона 10 апреля 1912 года. После захода в Шербур, Франция, и Квинстаун, Ирландия, лайнер вышел на трансатлантическую трассу, взяв курс на Нью-Йорк. 14 апреля 1912 года радисты лайнера приняли множество ледовых предупреждений, но «Титаник» продолжал двигаться в занятом дрейфующими льдами районе почти на предельной скорости в 22,5 узла.  В 23.40 того же дня лайнер получил пробоину вдоль борта, и менее чем через три часа, разломившись надвое, затонул. Погибло 1.513 человек.

Иллюстрация гибели Титаника
Фото: Hulton Archive

Причины и версии

Гибель судна, изначально презентованного как непотопляемое, объясняли самыми разными причинами, вплоть до мифических. С точки зрения здравого смысла эксперты допускают в качестве причин такие факторы: изначально низкое качество материала из которого была изготовлена обшивка (сталь с примесью серы); слишком высокая для таких погодных условий скорость лайнера; слабый уровень подготовки экипажа. Играл роль и человеческий фактор: и конструктор судна, и его капитан были уверены в абсолютной безопасности. Трюм «Титаника» был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков, и при возникновении пробоины судно даже после заполнения забортной водой четырех отсеков могло оставаться на плаву. На деле же айсберг повредил шесть отсеков, и оказалось, что у лайнера не было шансов на спасение.

Спасшиеся пассажиры Титаника
Фото: General Photographic Agency

Вернемся к версии Шенана Молони. The Independent пишет, что в ходе исследования обстоятельств гибели лайнера журналисту удалось изучить фотографии, сделанные до отправки судна в рейс. На внутренней стороне обшивки, в том месте, которое позже оказалось поврежденным в результате столкновения с айсбергом, Молони заметил следы сажи. Специалисты, с которыми он проконсультировался, подтвердили, что следы, скорее всего, появились в результате возгорания в одном из топливных отсеков «Титаника».

По предположению Молони, пожар в угольном бункере возник еще до выхода лайнера из Саутгемптона, и его пытались втайне от пассажиров потушить в течение нескольких недель. Нагретая до предела сталь обшивки от контакта с холодной водой утратила прочность, что и привело к печальным последствиям. Молони также заявил, что ему удалось установить: владельцы судна знали о возгорании, но пытались скрыть его от пассажиров, и с этой целью развернули «Титаник» в порту Саутгемптон другим бортом к берегу.

Место гибели Титаника
Фото: Hulton Archive

Пожар: очередная легенда?

К вопросу пожара на «Титанике» на протяжении прошедших ста с лишним лет постоянно возвращались и специалисты, и журналисты, и писатели. Особенно актуальной эта тема стала после того, как лайнер обнаружили на морском дне. Характер повреждения судна и края пробоин якобы говорили о том, что внутри корпуса все-таки произошел один или даже несколько взрывов. Если допустить, что в угольном бункере лайнера продолжался пожар, то даже слабая пробоина в обшивке привела к проникновению в машинное отделение морской воды температурой не выше 2°C. Когда вода стала заливать котлы, металл не выдержал разницы температур, и произошли взрывы. А это, в свою очередь, привело к увеличению размера пробоин. В этом случае предположение Молони о том, что сталь обшивки корпуса судна утратила прочность, вполне вписывается в сценарий.

Разносчик газет
Фото: Universal History Archive

Справедливости ради, стоит отметить, что Молони – далеко не первый, кто озвучил версию с пожаром с телеэкрана. Впервые о такой вероятности поведало миру французское телевидение еще в сентябре 1987 года. Тогда речь шла о самовозгорании в угольном бункере, в результате которого огонь охватил весь трюм и, в конце концов, на «Титанике» взорвались паровые котлы. Такие возгорания на то время не были редкостью, и тушили их примитивным способом: уголь в таких ситуациях не горит, а тлеет, и поэтому тлеющий уголь просто отправляли в топку первым. Процесс мог продолжаться не один день, что в принципе косвенно совпадает с версией Молони. Но тогда же, в конце 80-х, часть исследователей эту версию опровергла: по имеющимся данным, возгорание действительно было, но его ликвидировали еще до выхода из Белфаста, а бункер опустошили и осмотрели специалисты верфи.

Тем не менее, спустя десять с лишним лет, в 2008 году, эту же гипотезу озвучил исследователь Рэй Бостон, который  заявил: пожар все-таки начался за 10 дней до того, как «Титаник» вышел из Саутгемптона. Поэтому не исключено, что огонь мог причинить серьезные разрушения и привести к взрывам котлов.

Нос затонувшего Титаника
Фото: U.S. National Oceanic and Atmospheric Administration

Последнее заявление Шенона Молони снова возвращает интерес исследователей к этой теме. Нам остается ждать, будут ли найдены очередные свидетельства того, что пожар на «Титанике» действительно был. Хотя сам журналист отмечает: не стоит считать возгорание единственной причиной крушения. Пожар – всего лишь один из факторов, наряду с халатностью владельцев судна и роковым стечением обстоятельств.