На страже морского порядка: операцию «Аталанта» продлили до конца 2016 года

0
1391
Фото: eunavfor

Хорошая новость для всех, кто пострадал или опасался пострадать от рук сомалийских пиратов, –  Евросоюз продлил антипиратскую инициативу «Аталанта» до конца 2016 года. Совместные усилия объединённого европейского флота в водах Африканского Рога не пропали даром – количество нападений пиратов значительно сократилось. Теперь, когда операция продлена, есть все шансы, что морской разбой в районе Сомали скоро станет историей.

Напоминаем, что операция «Аталанта» (EU NAVFOR ATALANTA) – это инициатива объединённого военно-морского флота Евросоюза по борьбе с пиратством в водах Сомали. Операция стартовала 8 декабря 2008 года и продолжается по сей день. Срок её завершения постоянно переносится на более позднее время. В инициативе принимают участие 28 государств, включая Украину.

Несмотря на успехи операции, генарал-майор Мартин Смит, командующий объединённым флотом Евросоюза, не видит причин для самодовольства, предлагая вместо этого сосредоточиться на угрозе будущих атак.  Генерал Смит признаёт, что с 2012 года статистика пиратских нападений в регионе существенно «побелела».

«Но уменьшилось только количество атак, – настаивает генерал. – Силы пиратов не сократились, а желание взять своё, надо полагать, только возросло. То, что мы видим сейчас – это пауза, передышка, но никак не решение проблемы. Как только мы ослабим защиту в регионе, последует настоящий взрыв пиратской активности, который дорого обойдётся мировому сообществу».

Совместными усилиями флота Евросоюза и других неравнодушных организаций многое изменилось с начала 2011 года, когда 736 заложников и 32 судна ждали выкупа в руках пиратов у побережья Сомали. Однако недавние нападения на небольшие иранские каботажные суда – так называемые дау – подтверждают заявление генерала Смита. Дау Siraj, захваченное пиратами в марте 2015 года, до сих пор не было возвращено владельцу.

Наряду с важностью регулярных военных патрулей, генерал Смит подчёркивает необходимость мер самозащиты на гражданских судах. Одной из таких мер является привлечение для охраны судов частных вооружённых охранных групп (PAST). Эти команды существенно снизили риск нападений в Индийском океане на ближайшее будущее.

Меры самозащиты на судах необходимы, поскольку приоритетная задача европейского флота – это всё же охрана судов Всемирной продовольственной программы (WFP), доставляющих гуманитарную помощь в зоны военных конфликтов. По состоянию на конец прошлого года, в операции «Аталанта» принимали участие четыре корабля: итальянский Grecale, немецкий Bayern, испанские Galicia и Infanta Cristina. Итальянский фрегат Libeccio присоединился к операции совсем недавно – 10 июня этого года. Поддержку с воздуха кораблям обеспечивают три самолёта.

И участники операции, в полной мере сознающие важность своей миссии, и те, кто избежал опасности попасть в руки пиратов благодаря военному патрулированию, надеются, что в декабре 2016 года, когда придёт время сворачивать операцию «Аталанта», члены Евросоюза вновь пересмотрят сроки и продлят инициативу. Иначе «взрыв пиратской активности» из мрачного прогноза генерала Смита превратится в реальность.