Сорок австралийских моряков не хотят уступать место филиппинцам

0
1375
Протест экипажа балкера Portland / Фото: Tekko Roos

Сколько платят морякам? От чего зависит зарплата: от опыта, квалификации, должности? Как оказалось, моряку можно платить очень мало, и зависит это, в первую очередь, от национальности. Настоящий скандал разгорелся в Австралии вокруг попытки заменить австралийских моряков филиппинцами, согласными работать за $150 в неделю.

Речь идёт о 40 членах экипажа судна Portland, которое доставляет алюминий из Западной Австралии к плавильным печам компании Alcoa в Портленде, штат Виктория. Балкер Portland, DWT=36.634, зарегистрированный в Австралии, собираются заменить другим судном, приписанным к порту Сингапура, с филиппинским экипажем на борту. Ситуация привлекла внимание инспекторов Международной федерации транспортных рабочих (ITF) и породила волну протестов против удобных флагов в морском сообществе и политических кругах Австралии. В ближайшее время делом должны заняться следователи Сената.

Экипаж Portland, не получивший поддержки федерального суда, тем не менее отказывается выполнять распоряжение арбитражной комиссии по трудовым отношениям и вести своё судно в Сингапур, где оно должно быть продано на слом, после чего моряки потеряют работу. Балкер был спущен на воду в 1988 году, и руководство Alcoa рассчитывает начать экономить до $6 млн. в год, отдав его на утилизацию и наняв иностранное судно взамен. Сейчас Portland уже третью неделю ожидает решения вопроса в порту Портленда.

Фото: Tekko Roos
Фото: Tekko Roos

Точно неизвестно, каким именно судном планируется заменить Portland, но скорее всего это будет Strategic Alliance, принадлежащий американскому судовладельцу, но зарегистрированный в Сингапуре и укомплектованный филиппинским экипажем. Зарплата моряков рядового состава на борту Strategic Alliance составляет около $600 в месяц, а контракт обязывает их оставаться на судне в течение 10-11 месяцев, прежде чем будет разрешено списание.

Изучая деятельность Alcoa, инспекторы ITF обратили внимание на другое иностранное судно, японский балкер под панамским флагом, перевозящий для компании нефтяной кокс. Экипаж балкера составляют выходцы из Бирмы, которые не получают ни зарплаты, ни сверхурочных с сентября этого года. Возникает вопрос, получат ли доверчивые филиппинцы, согласные работать за $150, хоть какие-нибудь деньги, или разделят участь коллег-бирманцев.

Федеральная оппозиция шлёт протестующему экипажу Portland слова поддержки и призывает австралийское правительство отозвать временную лицензию, позволяющую Alcoa использовать иностранные суда и экипажи на прибрежных маршрутах. Некоторые политики придерживаются другого мнения: к примеру, независимый сенатор Джон Мэдиган заявляет, что испытывает сочувствие ко всем сторонам конфликта, в том числе к Alcoa, которая поставлена в тяжёлые условия на отраслевом рынке. Простого решения этой проблемы не существует, считает Мэдиган. Впрочем, сенатор тоже с беспокойством думает о будущем национального судоходства, которое вот-вот станет ареной борьбы иностранных интересов.

На прошлой неделе Сенат отклонил предложенный правительством Билль о поправках к судоходному законодательству, который, по мнению лидеров оппозиции, является «идеологически ангажированной попыткой уничтожить внутреннее судоходство в Австралии». Поправка разрешит австралийским компаниям прибегать к услугам иностранных судов при перевозках грузов между портами страны. То есть, Билль позволит низкооплачиваемым иностранным экипажам конкурировать с австралийскими моряками на каботажных линиях. Легко догадаться, чем закончится эта конкуренция. Если правительство сумеет провести Билль через Сенат, Австралию потрясёт лавина протестов, по сравнению с которой скандал вокруг Portland – просто разминка.