Автоматизированная система регистрации и проверки документов моряков: первые результаты

Павел Буланович, и.о. начальника Инспекции по подготовке и дипломированию моряков

Осень 2016 года стала переломным этапом в новейшей истории дипломирования моряков. В ходе нескольких рабочих совещаний была выработана концепция оптимизации системы дипломирования. Все предпринятые шаги преследовали главную цель: сделать процесс повышения квалификации и выдачи документов максимально простым и прозрачным. Основополагающим стало решение ввести в действие «Автоматизированную систему регистрации и проверки документов моряков Украины», а также обеспечить открытый доступ к единому Госреестру документов моряков.

Запуск автоматизированной системы и свободного допуска к Госреестру отвечает требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ-STCW) с Манильскими поправками. С 1 января 2017 года эти поправки вступили в силу. Кроме того, выдачу соответствующих документов капитанами морских портов и доступ к «Открытому реестру» необходимо было организовать в соответствии с постановлением Мининфраструктуры Украины №811 «Про затвердження зразків документів осіб командного складу та суднової команди морських суден, що засвідчують належну кваліфікацію для займання посади на судні та ідентифікують їх власників».

csm flag

Павел Буланович, исполняющий обязанности начальника Инспекции по дипломированию и подготовке моряков при Министерстве инфраструктуры Украины, рассказывает: реестр документов моряков, выданных в Украине, которые подтверждают квалификацию, действовал с 2003 года по февраль 2014 года. Но это программное обеспечение было не в состоянии в полной мере обеспечить выдачу документов, а модификацию ПО специалисты признали неэффективной. «Технологические решения, которые лежат в основе работы ПО, на тот момент были уже устаревшими, и на их усовершенствование ушло бы столько же времени и финансов, сколько на разработку новой программы, – поясняет Павел Буланович. – Поэтому мы приняли решение начать разработку нового программного продукта для ведения Единого государственного реестра документов моряков с использованием современных технологий и баз данных».

Конечно, простым процесс не был: разработчикам предстояло получить четко сформулированную задачу от участников процесса дипломирования (служб капитанов морских портов, государственных квалификационных комиссий), а также организовать закупку системы управления базами данных. Был проведен тендер, по результатам которого было принято решение строить всю конфигурацию на платформе ORACLE. Программное обеспечение Государственного реестра документов моряков создавалось украинскими специалистами, что называется, с нуля. В ходе работ, в соответствии с приказом Мининфраструктуры Украины №39 от 1 февраля 2016 года «О внесении изменений в некоторые распоряжения Министерства инфраструктуры Украины», был изменен перечень квалификаций для обязательного прохождения государственных квалификационных комиссий. Были также внесены изменения в части функций автоматизированных рабочих мест служб капитанов морских портов и государственных квалификационных комиссий.

По словам Павла Булановича, на сегодняшний день автоматизированная система успешно используется государственным реестром документов моряков, государственными квалификационными комиссиями, дипломно-паспортными отделами служб капитанов морских портов при выдаче квалификационных документов. С января по апрель благодаря автоматизированной системе было выдано 25.585 единиц документов моряков (для сравнения: за аналогичный период прошлого года в ручном режиме выдано 9.919 единиц документов). «Что касается моряков, крюинговых агентств и морских администраций других стран, то они довольны они довольны возможностью оперативно просмотреть в реестре легитимность рабочих документов моряка», – говорит Павел Буланович.

«Відкритий веб-сайт перевірки документів моряків України» verification.itcs.org.ua был запущен в январе 2017 года. «Морские администрации других стран, украинские и зарубежные компании по трудоустройству моряков, да и сами моряки могут теперь проверить статус квалификационных документов», – говорит Павел Буланович. Сейчас на открытом сайте зарегистрирован 2.131 пользователь, обработано свыше 13.276 запросов о подтверждении статуса документов моряка. Аналогичные сайты для проверки документов работают во многих странах мира. Принятые в этой сфере новшества свидетельствуют о том, что Украина старается максимально интегрироваться в международное морское сообщество.