Конвенция о балластных водах вступила в силу

Сброс балластных вод
Фото: Shutterstock

8 сентября 2017 года вступила в силу Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими (BWMC). В ближайшие годы около 40 тысяч судов в мире должны быть переоборудованы в соответствии  с установленными Международной морской организацией (IMO) нормами.

Конвенция BWMC была принята IMO тринадцать лет назад, в 2004 году. BWMC предусматривает ряд норм, направленных на борьбу с перемещением в балластной воде с судов потенциально инвазивных водных организмов. Ранее вступление Конвенции в силу было перенесено на год в связи с тем, что не был набран необходимый для ее ратификации процент подписантов (34,56% при необходимых 35%). Кроме того, страны-члены IMO все это время пытались прийти к консенсусу по вопросам норм и сроков переоборудования судов. В июне 2017 года также шла речь о возможном переносе сроков вступления конвенции в силу, но в итоге от этой идеи отказались.

csm flag

В соответствии с Конвенцией все торговые суда обязаны контролировать сброс и обмен балластных вод. Для этого суда необходимо оборудовать системами для очистки балластных вод путем удаления, обезвреживания, предотвращения поступления или сброса морских организмов и патогенов в балластных водах и осадках. С целью реализации требований Конвенции были разработаны два стандарта. Стандарт D-1 означает, что судно будет осуществлять обмен балластных вод в открытом море, на расстоянии не менее 200 морских миль от берега и на глубине не менее 200 м. Стандарт D-2 определяет максимальное количество жизнеспособных организмов, которые могут содержаться в балластных водах.

Новые суда, которые строятся сегодня, должны соответствовать стандарту D-2 уже при спуске на воду. Для построенных ранее судов введен переходный период, в течение которого для них будет действовать стандарт D-1. График внедрения стандарта D-2 на построенных ранее судах основан на дате повторного обследования Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPPC), которое проводится не реже одного раза в пять лет. Суда, построенные до 8 сентября 2017 года, должны соответствовать стандарту D-2, если предыдущее освидетельствование проводилось в период с 8 сентября 2014 по 8 сентября 2017 года. Суда, прошедшие освидетельствование в период 8 сентября 2017 — 8 сентября 2019 года, должны прийти к соответствию стандарту D-2 не позже второго освидетельствования.

Вступление документа в силу является важным шагом в борьбе за сохранение окружающей среды. «Требования, которые вступили в силу 8 сентября, означают, что мы не оставляем без внимания одну из самых больших угроз экологическому и экономическому благополучию планеты. Инвазивные виды наносят огромный ущерб биологическому разнообразию и ценным природным ресурсам, от которых мы зависим. Причем ущерб, который наносится окружающей среде, зачастую необратим, – отметил генеральный секретарь IMO Китак Лим. – Вступление в силу Конвенции об управлении балластными водами не только сведет к минимуму риск вторжения чужеродных организмов через балластную воду, но и обеспечит четкие и надежные стандарты управления балластными водами на судах, что крайне необходимо судоходству в глобальном масштабе».

Системы управления балластными водами судов могут иметь различные принципы работы, например, функционировать с использованием ультрафиолетового излучения или электрохлорирования. В любом случае системы должны быть одобрены национальными органами власти в соответствии со стандартами, разработанными IMO. Оборудование должно пройти обязательную проверку на наземном объекте, а затем и на борту судна, чтобы подтвердить соответствие стандартам эффективности, указанным в сопроводительных документах. Системы управления водяным балластом, которые используют активные вещества, должны пройти строгую процедуру утверждения и быть проверены IMO. На сегодняшний день официально к использованию допущено свыше 60 типов систем очистки балластных вод.

Суда мирового флота становятся переносчиками водных организмов, содержащихся в балластных водах, что приводит к изменениям в экосистемах морей и океанов и, как следствие, к серьезному экологическому и экономическому ущербу. Показательный пример – вселение рапаны в Черное море из Японского в середине 60-х годов прошлого века. Со временем рапана уничтожила устриц, а сегодня ее присутствие напрямую угрожает колониям черноморских мидий, которые выполняют одну из важнейших очистительных функций в море. По некоторым данным, только за последнее десятилетие в Черное море было перенесено около 250 видов различных водных организмов, и на сегодняшний день около 80% обитателей Черного моря являются «мигрантами» из Средиземного моря.

С точки зрения мирового судостроения переоборудование судов новыми очистными системами является возможностью выхода из кризиса: мощности существующих верфей для оснастки всех судов катастрофически не хватает. А это означает, что отрасли понадобятся новые верфи и заводы, которые займутся изготовлением очистных установок и переоборудованием судов.