Коррупция в портах: будут ли «подарки» расцениваться как взятки?

Фото: WMN

Балтийский и международный морской совет (BIMCO) ждёт результатов применения антикоррупционных поправок к условиям фрахтования, которые были разработаны юристами совета. Новые пункты условий направлены на борьбу с взяточничеством в портах.

Согласно поправкам, судовладелец, получивший требование о взятке, может мгновенно подать жалобу на вымогателей. В процессе подачи жалобы теперь совместно могут принимать участие владелец судна и фрахтователь. Если судовладелец пожаловался на вымогательство, и судно было задержано в порту до рассмотрения жалобы, фрахтователь больше не имеет права разорвать фрахтовой договор из-за этой задержки.

csm flag

Однако в BIMCO справедливо опасаются, что традиция может оказаться сильнее благих намерений. Коррупция в портах укоренилась настолько прочно, что некоторые взятки просто не считаются таковыми. Например, «подарки» – обычно спиртное и сигареты – с которых начинается сотрудничество экипажа с представителями порта, уже никто не рассматривает как серьёзную взятку. Это стало своеобразной формой приветствия, без которого совместная работа невозможна вообще. Чтобы сломать этот стереотип, понадобятся годы, считают в BIMCO.

«Подарки» могут достигать внушительных размеров, поскольку всё новые и новые представители порта появляются на судне, чтобы получить свою долю. Нередко на этом дело и заканчивается, но иногда инспекторы требуют наличных денег. Поводом к вымогательству обычно становятся мелкие недочёты в судовой документации. Как вариант, проверяющие интерпретируют какой-нибудь пункт таможенных инструкций таким образом, что судно можно обвинить в его несоблюдении. Наконец, предметом дискуссии часто становится количество выгруженного груза, а ещё чаще – его «неудовлетворительное» состояние. Портовые чиновники быстро раздувают из малейшей неточности целое преступление, угрожают капитану арестом судна и огромными штрафами. Всего этого, конечно, можно волшебным образом избежать, уплатив некоторую сумму лично чиновникам.

Капитан и судовладелец заинтересованы прежде всего в продолжении рейса и своевременной доставке груза, поэтому чаще всего они соглашаются заплатить взятку, чтобы избежать более крупных неприятностей. Вымогателям хорошо известен ход их мыслей – они знают, какую сумму нужно запросить, чтобы гарантированно получить деньги. Разрушить эту схему может только достаточная информированность капитана и судовладельца. Для этого BIMCO публикует аналитические обзоры отдельных случаев вымогательства в своём бюллетене.

Главное преимущество новых антикоррупционных поправок BIMCO заключается в том, что они остаются в силе под любой юрисдикцией, при любых местных законах. Капитанам и судовладельцам, плохо знакомым с правовыми нормами иностранных портов, будет, на что опереться. Большим плюсом является быстрота подачи жалобы и реагирования на неё – судно не задержится в порту в ущерб срокам доставки груза, если капитан не будет платить взятку, а решит добиваться законного исхода дела. Выполнение новых условий фрахтования станет большим шагом вперёд в борьбе с коррупцией в портах мира.