В море на корыте, или История судовладельца, подставившего три экипажа подряд

Судно Aydin
Фото: Olaf Kuhnke

Когда предыдущий экипаж судна Aydin подписывал контракт с крюингом, моряки знали: будет трудно. Судну требовался серьезный ремонт, судовладелец предупреждал о задержке и без того низкой заработной платы (по сравнению со среднерыночной) ориентировочно на месяц (пока заказчик не заплатит за доставку груза). Также на борту не хватало предметов первой необходимости: рабочей одежды и обуви, моющих средств, перчаток и тому подобного.

csm flag

Кандидатам были сделаны существенные послабления: на работу брали даже без знания английского языка или после продолжительного (более года) пребывания на берегу. За дополнительную плату капитан вызвался обучить офицера без опыта. Судно стояло в украинском порту, и все кандидаты могли посетить его и воочию оценить состояние теплохода. Кто-то отказался, но в кризис сложно быть переборчивым, так что плавсостав набрали довольно быстро.

Экипаж получился в основном русскоговорящий: плохо знающий русский капитан — азербайджанец, стармех — россиянин, все остальные члены команды — украинцы. Засучив рукава, моряки принялись за работу: покрасили судно, заштопали течи латками. Однако этого было недостаточно: даже невооруженным взглядом было видно, что теплоход «горбат» —  набор судна (балки, обеспечивающие прочность плавсредства) подустал. Кроме того, морякам постоянно приходилось откатывать воду из балластных танков. Стало понятно, что судну нужен капитальный ремонт в сухом доке.

Прошло два месяца. Закончив работы, экипаж начал погрузку металлолома в Скадовском морском порту. За это время судовладелец не выплатил морякам ни копейки, вдвое превысив ориентировочный срок задержки зарплаты. Обеспокоенные моряки вышли на связь с предыдущим экипажем судна и узнали, что судовладелец списал их на берег без полного расчета.

К тому времени (в мае этого года) у многих моряков и их семей закончились деньги. Попытки решить вопрос через капитана ни к чему не привели. 10 человек из 12 решили, что в таких условиях, еще и без заработной платы, они работать не будут. Экипаж обратился за помощью в Федерацию морских профессиональных союзов Украины (далее ФМПСУ), а также связался с редакцией «Работника моря».

Начался трудовой спор между судовладельцем и экипажем Aydin: моряки согласились обеспечивать безопасность судна, нести стояночные вахты, в общем, выполнять всю свою работу кроме обязанностей, связанных с коммерческой эксплуатацией судна — не идти в рейс и не осуществлять работу по загрузке-выгрузке до полного расчета и списания на берег в порту Скадовск. Загруженное металлолом судно застряло в порту.

Судовладельцу действия экипажа показались противоправными: он посчитал происходящее бунтом и захватом судна, о чем и сообщил нанимавшему моряков крюингу, а также пригрозил морякам полицией. Однако в конце концов он был вынужден пойти на уступки: столкнувшись с растущими долгами за простой судна в порту, недовольством заказчика и давлением профсоюза, судовладелец рассчитался с моряками и списал их на берег.

Но и оставить экипаж «безнаказанным» турецкий судовладелец тоже не захотел. Когда моряки c Aydin попробовали найти себе новое место работы, оказалось, что никто не хочет их брать. В некоторых крюинговых агентствах им объяснили: вы не заслуживаете доверия. Мы недавно получили черный список, и в нем есть ваша фамилия.

«Работник моря» решил разобраться в ситуации и проверить эту информацию. Оказалось, что представитель судовладельца (а не крюинговое агентство, как подозревали моряки) разослал черные списки, в которых описал членов своего бывшего экипажа как бунтовщиков и крайне ненадежных специалистов, нарушив тем самым требования MLC 2006. Следует уточнить, что моряков на Aydin набирало крюинговое агентство “Морской центр” (Marine Center). Менеджментом судна занималась компания A.T. Shipmanagement CO.

«После подписания контракта я не имею никакой юридической власти, поэтому я никак не могла повлиять на разрешение этой ситуации между экипажем Aydin и судовладельцем, — объяснила «Работнику моря» руководитель крюинга Неделкова Жанна. — Тем не менее, мне кажется, что в таких ситуациях нужно пытаться договариться с судовладельцами, а не решать проблему радикально — поднимая бунт. Со своей стороны хочу отметить, что я всегда стараюсь помочь своим морякам — например, экипажу Aydin я на свои деньги купила перчатки и моющие средства».

Также Жанна отметила, что морские грузоперевозки — это не основной бизнес турецкого судовладельца, поэтому у него мало опыта и он многого не знает о морском деле. В свое время он приобрел два подержанных судна для расширения бизнеса; одним из них и оказался Aydin — сухогруз смешанного плавания «река-море», 1975 года постройки, типа «Сормовский».

К сожалению, на этом череда проблем на борту печально известного сухогруза Aydin не закончилась. Сейчас уже третий экипаж жалуется на невыплату заработной платы, плохие условия труда и недостаточное снабжение.

Такие кисточки выдали морякам на Aydin
Такие кисточки выдали морякам на Aydin

В прошлый понедельник, 12 сентября, судно прибыло в порт Туапсе. К этому времени моряки столкнулись с нехваткой топлива и продовольствия, а сам теплоход по-прежнему находился в аварийном состоянии. На судне опять нет мыла, порошка, моющих средств, постельного белья и спецодежды, не работают кондиционеры, нет освещения и вентиляции.

Новый экипаж состоит из 7 граждан Украины и 4 граждан Азербайджана. Все вместе они ждут выплаты долгов по зарплате — в общем около 22 600 долларов США.

Моряки обратились в ITF в Новороссийске с просьбой разобраться с ситуацией и задержать судно в связи с нарушением требований Сводной конвенции Международной организации труда (МОТ) о труде в морском судоходстве 2006 года (MLC). После того, как инспекция задержала судно и связалась с судовладельцем, на борт были доставлены продукты, вода и топливо. Судовладелец  также  согласился  закрыть  долги по  зарплате. Ведутся переговоры по сумме задолженности.

Таким образом второй подряд украинский экипаж Aydin написал заявление на списание и репатриацию.