В Британии успешно испытали военную лодку-робота

0
1271

Впечатляющую демонстрацию автоматизированного судна, которое не нуждается в экипаже, можно было увидеть на днях у побережья Портсмута, Великобритания. Новинку – небольшую военную шлюпку – испытывали на военно-морской базе её создатели, британская оборонная компания BAE Systems и фирма-разработчик ASV.

Новое судно позволит проводить скоростную разведку, удалённое наблюдение и ряд других операций, не подвергая риску экипаж, который просто отсутствует на борту. Шлюпка способна работать автономно до 12 часов, либо следуя заданному маршруту, либо подчиняясь удалённому управлению. Судно развивает скорость более 38 узлов и отличается высокой манёвренностью. Техника на борту отслеживает ситуацию на море и передаёт в командный центр исчерпывающие сведения, на основании которых там принимают решения.

Автоматизированная система, разработанная BAE Systems и ASV, предназначается для жёстких надувных шлюпок (RIB), которые широко используются военно-морскими силами Великобритании. У лодки-робота есть «глаза» и «уши»: она оборудована сверхчувствительными сенсорами последнего поколения, навигационным радаром, панорамной инфракрасной камерой, которая обеспечивает обзор в 360°, и лазерным дальномером. Операторы в центре управление видят обстановку в море как на ладони.

Роботизированная система и алгоритмы для программного обеспечения и удалённого контроля были разработаны фирмой ASV, которая специализируется на автономной технике и базируется в Дорчестере, графство Дорсет. Реализацией проекта занимается BAE Systems, одна из крупнейших оборонных компаний мира со штаб-квартирой, в Фарнборо, графство Хэмпшир. Идея судов-роботов давно на слуху, но пока что не была подтверждена действительно убедительными моделями. Поэтому разработчики сделали ставку на наглядную демонстрацию, которая рассеяла последние сомнения зрителей.

«Существующие модели автономных плавсредств – это большие суда с очень ограниченным сценарием поведения, – поясняет Лес Грегори, директор по вопросам продукции в BAE Systems. – Мы же перевернули идею вверх ногами: наша лодка маленькая, но предназначена для любых задач».

Следующим шагом в разработке шлюпки станет создание специального комплекта датчиков, который обеспечит безукоризненное взаимодействие судна с системой боевого управления корабля-носителя. Лодка будет в состоянии работать на расстоянии более 20 миль от материнского корабля. Управлять ею можно из командного центра на суше, с борта корабля-носителя с помощью переносного контроллера и вручную, находясь в самой шлюпке.

Автономной системой этого образца можно оборудовать любую лодку модели Pacific 24 RIB. Шлюпки-роботы станут частью арсенала фрегатов типа 43 и эскадренных миноносцев типа 45. Также ими будут оснащены авианосцы класса Queen Elizabeth, которые пока что находятся в процессе строительства.

«Это действительно очень «умный» робот, – комментирует продукт Дэн Хук, управляющий директор ASV. – Шлюпка справится с любой миссией, сможет выполнить какую угодно тактическую роль. В общем, и корабль-носитель, и экипаж на его борту теперь находятся под очень надёжной защитой».