Как правильно вентилировать трюм балкера? P&I Club знает ответ!

0
2611
Фото: wikimedia

Одним из основных поводов для предъявления страховых претензий является вред, причинённый грузу влагой. Обычно истцы заявляют, что причиной стала недостаточная вентиляция грузовых помещений, которая привела к выделению конденсата. Конденсат приводит в негодность многие грузы, в первую очередь зерновые и металлы. Все современные балкеры имеют вентиляцию, естественную или механическую, которая используется для устранения конденсата. Лондонский клуб взаимного страхования (P&I Club) выпустил новое руководство LP Focus, которое освещает все важные аспекты вентиляции балкеров.

Вентиляция также используется, чтобы предотвратить гниение и избавится от дезинфицирующих или других газов – согласно указаниям грузоотправителя. Эти варианты обеспечивают лишь поверхностную вентиляцию, при которой воздух не проникает вглубь навалочных грузов.

Конденсат на судне бывает двух видов. Первый – это тот, который выделяется при попадании тёплого воздуха извне в трюм, заполненный холодным грузом. К примеру, посреди зимы вы погрузили на борт судна сталь в Северном Китае, чтобы разгрузить её в Сингапуре. Температура груза низкая, но судно движется на юг, и тёплый влажный воздух проникает в трюм. Когда он контактирует с холодным грузом, выделяется конденсат. Чтобы это предотвратить, вам следует прервать вентиляцию и закрыть вентиляционные отверстия. Однако если ваш груз отличается высокой влажностью, вам нужно будет избавиться от влажного воздуха в трюме.

Другой вид конденсата – тот, что оседает на стальных конструкциях судна, когда оно движется из более холодных вод в более тёплые. Сталь остывает быстрее, чем воздух в трюмах, поэтому он оседает на ней в виде капель жидкости. Чтобы это предотвратить, судно нужно хорошо вентилировать при переходе в более холодную климатическую зону.

Грузы также делятся на два вида. Первые вид – гигроскопические, то есть такие, которые содержат природную влагу. В большинстве своём это сельскохозяйственные продукты. Они могут впитывать, удерживать или выделять влагу в зависимости от окружающей воздушной среды. Хороший пример – зерновые. Если судно движется из холодных вод в тёплые, эти грузы не нуждаются в вентиляции. В противном случае, при смене тёплой зоны на холодную, им нужна поверхностная вентиляция.

Второй тип грузов – негигроскопические, то есть твёрдые грузы, не содержащие жидкости, вроде стали. Подобные грузы уязвимы для конденсата первого типа. Чтобы избежать ущерба для такого груза, не следует прибегать к вентиляции.

Вентиляция трюмов балкера должна проходить в соответствии со следующими положениями:

  1. Декларация грузоотправителя должна содержать достаточную информацию о грузе, в том числе о содержании в нём влаги, предельной влажности для транспортировки и требованиях к вентиляции, а также примечания к редким грузам или нехарактерным для них регионам транспортировки.
  1. Страховые претензии по поводу повреждённого груза принимаются лишь в том случае, если они подкреплены пакетом необходимой судовой документации. Очень важно, чтобы на судне велись точные записи измерения температуры и влажности, а также длительности вентиляции.
  1. Температуру конденсации внутри и снаружи трюма следует сравнивать. Если показатель снаружи трюма ниже или равен показателю внутри трюма, тогда вентиляцию нужно продолжать.
  1. Вентиляция предназначена не только для предотвращения конденсата, но и для контроля газов и запахов, выделяемых грузом.
  1. Если существует риск попадания в трюм забортной или дождевой воды, вентиляцию следует прервать, пока условия не изменятся и не позволят её продолжить.
  1. При необходимости вентиляция должна продолжаться даже ночью.
  1. Если условия позволяют, следует проводить регулярные проверки трюма на предмет наличия конденсата – например, можно проверить нижнюю сторону крышки люка. Если конденсат обнаружен, вентиляцию следует продолжать.
  2. Необходимо вести и сохранять точные записи о температуре, влажности и вентиляции в трюме.