Когда пора отправлять балкер на слом? BIMCO знает ответ

0
845
Фото: BIMCO

Каков срок жизни судна? Для разных судов – разный. К примеру, владельцы балкеров обычно отправляют на слом суда старше 18 лет. Исключение составляют китайцы, которые иногда утилизируют балкеры, не достигшие этого возраста.

Китайским судовладельцам помогает в этом деле государственная субсидия на слом судов, введённая в 2013 году и продлённая ещё на два года в 2015 году. 19 из 28 судов, построенных в 1998-1999 годах и утилизированных между 2013 и 2015 годами, подпали под действие субсидии. Понятно, что Китай спонсирует утилизацию старых судов, чтобы стимулировать строительство новых. Тем не менее, эта программа хорошо сказывается на состоянии мирового балкерного флота.

«Сейчас владельцы балкеров по всему миру отправляют на слом суда, построенные в 1995-1997 годах, – поясняет Питер Сэнд, аналитик при Балтийском и международном морском совете (BIMCO). – В то время как китайские судовладельцы утилизируют балкеры 1998-2000 годов постройки. Поскольку программу финансовой помощи в Китае продлили, в ближайшие пару лет положение не изменится».

Фото, BIMCO

Суммарный тоннаж балкерного флота, построенного между 1995 и 1997 годами, составляет 51,5 млн. тонн. За последние три года 11,8 млн. тонн из них – около 23% – отправились на слом.

Это не так уж много, если сравнивать с утилизацией судов, построенных в 80-е годы. Ещё в 2012 году большая их часть была на ходу, но сейчас уже две трети этого флота выведено из эксплуатации. В следующие два года почти все балкеры этого возраста отправятся на утилизацию.

Год постройки балкеров, отправленных на слом в последние три года, варьируется от 1969 до 2003 года. Средний возраст в момент утилизации составляет 27 лет. Если определять его отдельно для каждого года, в 2013 году средний возраст балкера в момент утилизации составлял 28,2 года, в 2014 году – 27,3 года, а в нынешнем году снизился до 25,3 года. Утилизация всё более новых судов – это признак кризиса, связанного с избыточным тоннажем, и попыток из него выйти.

«В следующем году эта тенденция сохранится, – считает Сэнд, – Утилизация части флота – единственное эффективное решение проблемы избыточного тоннажа. Долгие перерывы между рейсами и практика тихого хода – это временные меры. Если флот слишком большой, значит, нужно сделать его меньше, другого варианта нет».