Конвенцию о балластных водах собираются отложить ещё на два года

0
1430
Сброс балластных вод
Фото: HFscientific

Судовладельцы всего мира пребывают в растерянности, поскольку не знают точной даты вступления в силу Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими (BWMC). Изначально предполагалось, что конвенция начнёт действовать с сентября 2017 г.

Однако на собрании Комитета по защите морской среды (MEPC) ООН в этом месяце было принято решение пересмотреть некоторые руководства BWMC для стран «большой восьмёрки». Это значит, что все новые нормы должны будут заново пройти процесс утверждения.

С подачи Либерии, Индии и Международной палаты судоходства (ICS) комитет предложил отложить вступление в силу BWMC на два года, чтобы производители оборудования смогли подогнать свои продукты под новые стандарты «большой восьмерки».

Однако предложение вступило в конфликт с внутренним протоколом Международной морской организации (IMO), а также встретило сопротивление со стороны Японии. В результате принятие решения было отложено до следующего собрания MEPC, которое пройдёт в мае 2017 года. Поэтому сейчас судовладельцы опять не знают, сколько реально времени осталось у них на переоборудование судов, и по каким правилам это переоборудование должно быть проведено.

Если компании будут ориентироваться на сентябрь 2017 г., то они успеют оборудовать суда только в соответствии с уже утверждёнными нормами, без учёта изменений «большой восьмёрки». Тогда эти нововведения устареют уже к 2019 г., что не устраивает судовладельцев, поскольку стоимость установки системы очистки балластных вод на одно судно находится в диапазоне от $1 до $4 млн.

Около 35.000 судов во всём мире нуждаются в переоборудовании согласно нормам BWMC. 7.000 из них должны быть готовы к проверке в течение первого года с момента вступления конвенции в силу. Именно они больше всех рискуют  пройти процедуру  переоборудования, но всё равно не подойти под новый стандарт.

IMO утверждает, что если нормы будут окончательно утверждены в мае 2017 г., у судовладельцев всё равно останется достаточно времени на принятие правильного решения. Проблема в том, что следующее заседание MEPC может быть перенесено с мая на июль, поскольку оно совпадает по времени с собранием Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC). Если нормы будут утверждены в июле, до сентября у компаний не останется времени на их выполнение.

Чтобы решить проблему, владельцы 7.000 судов из группы риска массово обращаются к государствам флага с просьбой перенести очередное освидетельствование этих судов на более ранний срок, ещё до вступления в силу конвенции. Это позволит компаниям выиграть дополнительные пять лет.

«Судовладельцам нужно чётко указать, что им делать со своими судами, – считает технический директор ICS Джонатан Спремулли. – Поэтому спешить не следует. Если для достижения полного согласия по вопросу норм среди членов MEPC нужно время, значит, надо дать комитету это время».

Однако те судовладельцы, которые заранее оборудовали суда системами для очистки балластных вод, теперь чувствуют себя обманутыми. Кроме того, задержка в два года приведёт к разорению многих производителей этих систем, которые ждут вступления BWMC в силу уже 12 лет, а тем временем проводят исследования и конструируют оборудование на заёмные средства. Наконец, дальнейшее промедление может быть расценено как нежелание IMO выполнять международные экологические требования.