Отчёт о расследовании: почему погиб цементовоз Cemfjord?

0
1170
Цементовоз Cemfjord
Фото: MAIB

Служба расследования морских происшествий (MAIB) Великобритании обнародовала отчёт по делу сухогруза Cemfjord, который потерпел крушение 2 января 2015 года. Трагедия унесла жизни восьми членов экипажа – семи поляков и одного филиппинца.

Цементовоз Cemfjord направлялся из Ольборга, Дания, в Ранкорн, Великобритания, когда опрокинулся и затонул при очень сильном шторме в проливе Пентленд-Ферт у берегов Шотландии. На борту находился груз – около 2.000 тонн цемента. Экипаж не успел послать сигнал бедствия. Перевёрнутый корпус судна был замечен 25 часов спустя проходящим мимо паромом – из воды торчал только киль. Ещё через сутки Cemfjord затонул полностью.

Поднять цементовоз так и не удалось из-за технической сложности подобной операции. Сейчас Cemfjord лежит на дне в восточной части пролива Пентленд-Ферт на глубине, недоступной для дайверов. Исследование судна проводилось с помощью многолучевого сонара и дистанционно управляемых погружных устройств, оборудованных видеокамерами. Корпус Cemfjord оказался не повреждён. По-видимому, крен, приведший к гибели судна, был вызван сильным волнением на море и смещением груза.

Cemfjord был построен в 1984 году как сухогруз общего назначения под названием Margareta. В 1998 году судно было переоборудовано для транспортировки цемента. В последние годы Cemfjord не везло. В декабре 2013 года цементовоз арестовали из-за того, что механизм спуска спасательных шлюпок был в нерабочем состоянии. В июле 2014 года пьяный русский капитан посадил Cemfjord на мель в проливе Каттегат, у берегов Дании. В октябре 2014 года на судне произошло смещение груза, но остойчивость была быстро восстановлена с помощью балласта, и об инциденте не стали никому сообщать.

Согласно отчёту MAIB, в гибели Cemfjord был виноват новый капитан, гражданин Польши, который настаивал на продолжении рейса, вместо того, чтобы поискать укрытие, несмотря на явное и очень сильное ухудшение погоды. Метеослужбы своевременно сообщили о сильнейшем шторме, но капитан пренебрёг этой информацией.

«Мы выяснили причины, по которым капитан отдал распоряжение выйти в пролив, – рассказывает Стив Клинч, старший инспектор MAIB. – Во-первых, это коммерческие соображения и давление, которое он испытывал со стороны компании. Во-вторых, он не хотел отклоняться от привычного курса, чтобы не произошло смещения груза – за три месяца до этого как раз произошёл такой случай. И конечно, капитан просто недооценил риск и плохо спланировал рейс».

Клинч также отмечает, что судно находилось в неудовлетворительном состоянии по британским меркам, но стандарты безопасности Кипра – государства флага – позволили ему выйти в море. Однако это не могло быть причиной катастрофы, поскольку с остойчивостью судна всё было в порядке. Восемь членов экипажа до сих пор считаются без вести пропавшими, но по-видимому, все они погибли.