Старший механик Uniteam: работа на балкерах нового поколения

Алексей Лаврентьев, старший механик, Uniteam Ukraine
Старший механик Алексей Лаврентьев, Uniteam Ukraine

China Navigation выделяется из ряда прочих крупных судоходных компаний своим подходом к обновлению флота и формированию экипажей. За последние несколько лет компания приняла множество современных новостроев. Перед тем, как отправляться на новые суда, моряки проходят оплачиваемое обучение на судах аналогичной категории. Расширяя присутствие на рынке, китайские судовладельцы заключают новые партнерские соглашения с крюингами в европейских странах. В  Украине China Navigation сотрудничает с несколькими компаниями; одним из самых перспективных партнеров считается Uniteam Ukraine – представительство компании Uniteam Marine. Старший механик Алексей Лаврентьев сделал уже несколько рейсов на новых судах China Navigation. «Работник моря» выяснял, действительно ли так хороши китайские новострои?

Работник моря: Алексей, традиционно считается, что продукция китайского производства, увы, далека от понятий качества…
Алексей Лаврентьев: Что касается новых судов China Navigation, то могу сказать так: они недешевые, и балкерный флот этой компании действительно инновационный. Пока сложно сказать, как это будет работать в дальнейшем, ведь все суда новые, всего год-два постройки. Поломки бывают, но они очень быстро устраняются по гарантийным обязательствам. А серьезных поломок на моей практике вообще не было.

csm flag

Работник моря: В чем заключается инновационный подход, о котором вы упомянули?
Алексей Лаврентьев: Они уделяют максимум внимания тому, что называется Energy Saving – сохранение энергии. На судах установлены грузовые краны с рекуперацией энергии: при подъеме груза они потребляют энергию, а во время опускания отдают ее обратно. Разумеется, двигатели электронные; как и в любых двигателях, в них есть свои плюсы и минусы, но вопрос сокращения выбросов в атмосферу они решают эффективно.

Насосы охлаждения забортной водой на судах оборудованы преобразователями частоты (frequency controllers): специальные датчики передают сигналы на оборудование, и частота вращения насоса изменяется, в зависимости от температуры забортной воды. Это также позволяет сохранять энергию: если забортная вода достаточно холодная, то нет необходимости подавать большое ее количество на холодильники, и насосы вращаются медленнее, то есть тратится меньше энергии. Швартовные лебедки на новых балкерах работают не от гидравлики, а на электричестве. Здесь тоже стоят frequency controllers, изменяющие скорость вращения лебедки. Причем важно, что все это, любое изменение нагрузки происходит не рывками, а плавно, что обычно считается прерогативой гидравлики. А здесь этого удалось добиться в работе электрического оборудования.

Балкер HUPEH
Фото: John Pitcher

Работник моря: Как в компании контролируют соблюдение международных экологических стандартов в судоходстве?
Алексей Лаврентьев: У всех новых судов есть грин паспорт, подтверждающий, что при строительстве и оборудовании судна были предприняты все меры по предупреждению недопустимых выбросов. Головной офис China Navigation находится в Сингапуре, а эта страна очень активно продвигает вопросы защиты окружающей среды. На данный момент все суда уже, наверное, оборудованы сепараторами льяльных вод. Международные требования Конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL 73/78 предусматривают допустимость откатки вод, в которых содержание частиц, загрязняющих среду, не превышает 15 ppm. А у China Navigation все оборудование настроено на 5 ppm, то есть они для себя сделали международные нормы еще более жесткими. Конечно, строго контролируется процесс сбора сточных вод. Есть установки по очищению, которые одобрены различными классификационными обществами, американской береговой службой и так далее. Все процессы проходят с соблюдением всех норм MARPOL по охране окружающей среды.

Работник моря: Насколько комфортны бытовые условия для членов экипажа?
Алексей Лаврентьев: Не могу сказать, что каюты очень большие, но они комфортные. Есть тренажерный зал (хотя это уже давно норма на всех судах по требованиям Манильской конвенции MLC 2006). Кстати, я впервые увидел, что в тренажерном зале сделали отдельно кондиционеры. На камбузе тоже, помимо общей системы вентиляции, есть и свой, отдельный кондиционер, работающий независимо от основного.

Работник моря: На каких судах China Navigation вы работали?
Алексей Лаврентьев: Категории Handysize, дедвейтом 38.000 тонн, экипажи 19-22 человека. Я работал на лесовозах. У этих судов есть стойки для перевозки леса, а когда лес не возят, судно работает как балкер. С перевозкой леса я имел дело впервые за всю мою практику.

Работник моря: Вы проходили предварительное обучение?
Алексей Лаврентьев: Конечно. Во-первых, для работы на таком судне нужно получить сертификат, подтверждающий, что ты можешь работать с электронными двигателями. Я ездил на недельное обучение в Шанхай за счет компании, причем работодатель платит еще и ставку (не полную, но все равно это важно). Есть курсы по работе с грузовыми кранами (в основном на судах краны MacGregor), длятся 3 или 4 дня. Для вновь прибывших делают safety-курсы в Янгоне, это тоже отдельная программа. Раз в три года такой курс проходят даже те, кто уже давно работает в компании. Политика компании – как можно меньше несчастных случаев на судне. Помимо репутации компании, каждый инцидент – это страховки и прочие расходы. Поэтому и делают все, чтобы свести риски к минимуму.

Балкер HUPEH
Фото: Steven Collingwood

Работник моря: Реально ли попасть на такие суда кадетам?
Алексей Лаврентьев: На судах много кадетов. В этом рейсе в экипаже были и engine, и deck кадет, оба украинцы. China Navigation строит много судов, у них постоянный спрос на людей, они стали рассматривать новых партнеров и выбрали в качестве одного из таких партнеров Uniteam Marine, где я работаю уже много лет. Перед тем как подписать контракт, они ездили в офисы Uniteam и на Кипр, и в Одессу, и в Гамбург. China Navigation рассматривает вариант выращивать свои кадры, начиная с кадетов, поэтому у наших курсантов есть все шансы.

Работник моря: Каким флотом располагает China Navigation сегодня?
Алексей Лаврентьев: Сейчас у них идет обновление флота, компания продает старые суда и покупает новые. В основном это балкеры и лесовозы. Это хорошая ниша: балкеры и лесовозы такого небольшого размера редко останавливаются во время кризиса. Они могут зайти в любые гавани, куда глубины не позволяют зайти большим судам. Практически все они строятся с современными грузовыми устройствами и могут самостоятельно грузить и выгружать грузы, то есть они многофункциональны. Груза там немного, перевозки не такие дорогие, поэтому такие суда очень востребованы. Если вам надо перевезти 30 тысяч тонн груза, вы не будете грузить его в 100-тысячный балкер и гонять его, переплачивая. Я уже 10 лет работаю на таких размерах и не помню, чтобы мы стояли без работы больше пары недель.

У China Navigation есть и новые суда, построенные года два назад, без стоек под лес, это обычные балкеры. Но последнее время они решили все-таки нацелиться на лесовозы. У компании есть налаженные маршруты в Австралии, мы возили лес из Америки на Китай.

Работник моря: Как вы думаете, каковы перспективы украинских моряков на международном рынке судоходства?
Алексей Лаврентьев: Многое зависит от качества образования. Я заканчивал НУ ОМА, и нас учили так: все знания дать сразу невозможно, прогресс не стоит на месте. Нас учили самообучаться, анализировать, искать информацию и правильно ее использовать. Конечно, важны и профильные знания, но плюс к этому важно уметь работать с информацией, с документацией, с инструкциями к механизмам.