Трёхмерная печать: Китай совершает прорыв в судостроении

0
319

Использование технологии трёхмерной печати в морской индустрии – нетривиальная идея. Но её развитие обещает настоящий прорыв в судостроении, где она может существенно облегчить производство многочисленных и очень разнообразных деталей судна, причём не только на верфи, но и прямо на борту. Китайская государственная судостроительная корпорация CSIC сообщает, что уже вывела применение трёхмерной печати на тот уровень, когда её можно применить в постройке судна.

В августе прошлого года в 705-ом исследовательском институте CSIC, созданном в 1992 году для разработки усложнённого оборудования, была сформирована группа по разработке технологии прямого лазерного окаливания металла (DMLS). Команду назвали U3 Team и разместили в Куньмине, в южной провинции Юннань. Группа сфокусировалась на практическом применении DMLS, чего пока смогли добиться лишь три компании в мире: американские Stratasys и Fonon Corporation и германская EOS.

Наконец, всего год упорной работы спустя, первая DMLS установка прошла испытания. Согласно технологии, установка пропускает лазерный луч сквозь порошкообразный материал, обычно металл. Луч повторяет контуры трёхмерной модели, спекая частицы металла, сквозь которые проходит, в твёрдую структуру плотностью 99%. В результате получается деталь, аналогичная изготовленной токарным способом. В CSIC заявляют, что готовы продавать DMLS по цене $1,6 млн. за одну установку.

«Выпилить» лазером запчасть на борту судна будет быстрее, чем везти её с суши.

Окрылённый успехом, 705-й исследовательский институт собирается расширять материальную и научную базу проекта. Следующим шагом станет освоение FDM – технологии моделирования методом послойного наложения расплавленной полимерной нити, в том числе для неметаллических материалов. Согласно этой технологии исходный материал поступает в специальную экструзионную головку, в которой он плавится и в виде тонкой проволоки выдавливается на холодную рабочую плоскость. Большая разница температур способствует быстрому застыванию слоя новой детали. После полного затвердевания первого контура, головка наносит на холодную плоскость следующий слой. Технология может быть использована для любого плавкого материала – к примеру, пластика или воска.

Изготовление деталей с помощью DMLS или FDM может решить проблему запасных частей на судах. Компания Maersk Tankers недавно провела эксперимент по изготовлению деталей с помощью трёхмерной печати прямо на борту судна. Результаты опыта показали, что это гораздо экономнее, чем доставка запчастей с суши.

Фото: tctmagazine
Фото: tctmagazine
Фото: Solid Concepts
Фото: Solid Concepts