Азиатский «ответ Чемберлену»: Китай запустил маяк в Южно-Китайском море

0
366
Маяк на рифе Суби
Фото: Xinhua

Китай ввёл в эксплуатацию один из маяков в Южно-Китайском море, строительство которых наделало столько шума в дипломатических кругах. Маяк расположен на архипелаге Спратли, а именно – на рифе Суби, который китайцы превратили в остров посредством насыпных работ. Министерство транспорта Китая организовало торжественную церемонию открытия, на которой 55-метровый маяк официально начал работу.

Сооружение было возведено в том самом месте, где в прошлом году был замечен американский эсминец Lassen, осмелившийся испытать на прочность границы китайских территориальных вод. Корабль прошёл в 12 милях от рифа Суби в конце октября. Китай назвал действия США «крайне безответственными» и вскоре начал строительство маяка.

Прав ли Пекин в этом споре? Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила ширину территориальных вод в 12 морских миль и такую же ширину для прилегающей зоны. Дальше на 200 миль тянется исключительная экономическая зона. Подойдя к острову Суби на 12 миль, американский эсминец вторгся в территориальные воды Китая. Именно поэтому Пекин устроил скандал. Проблема в том, что согласно той же конвенции, это размежевание вод недействительно для искусственно созданной суши. То есть, вокруг Суби, который находился ниже уровня моря до насыпных работ, не может быть никаких территориальных вод.

Китай утверждает, что создаёт искусственные объекты в Южно-Китайском море исключительно в целях выполнения международных обязательств по обеспечению безопасности на море и проведению поисково-спасательных работ. В частности, маяк должен будет облегчить навигацию в районе с насыщенным судовым трафиком и развитым рыболовным промыслом. На очереди запуск двух следующих маяков, строительство которых уже началось на рифах Квартерон и Южный Джонсон, тоже недавно ставших островами.

Пекин по-прежнему считает своей собственностью большую часть Южно-Китайского моря, которое не только может стать источником полезных ископаемых, но и играет важную роль в торговле. По этому региону в виде разнообразных грузов ежегодно «проплывает» около $5 млрд. В связи с чем на различные участки моря кроме Китая претендуют Бруней, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам.