Вопреки плохому знаку: немецкому контейнерному судоходству исполняется 50 лет

0
1328
Один из первых контейнеров Hapag-Lloyd
Фото: Hapag-Lloyd

В этом году контейнерное судоходство в Германии празднует пятидесятилетний юбилей. За полвека новый вид транспортировки успел покорить мир: сейчас на планете насчитывается 6.397 контейнеровозов общей вместимостью 21,1 млн. TEU. Немецкая компания Hapag-Lloyd, стоявшая у истоков этого бизнеса в Германии, входит в число крупнейших контейнерных перевозчиков мира.

Пятьдесят лет назад контейнерное судоходство в Германии началось с курьёза, если не сказать – со зловещего предзнаменования. Пятого мая 1966 года американский контейнеровоз Fairland, принадлежащий компании Sea-Land, зашёл в международный порт Бремена. Разгрузка судна началась на следующий день. Первый «странный железный ящик» переправили на берег благополучно, а вот второй сорвался и упал прямо на новенький трактор, раздавив его всмятку. К счастью, свидетелей у этого происшествия оказалось немного, и широкой огласки оно не получило.

Несчастный случай с трактором легко объяснить. Контейнерному судоходству, недавно изобретённому в Америке, тогда едва исполнилось десять лет. Ни о каких специализированных кранах, а тем более терминалах, речи ещё не шло. Даже контейнеровозы переделывались из судов другого назначения. В Германии к этой идее относились скептически, списывая всё на американское помешательство и ожидая скоро краха эксцентричной затеи.

Зашедший в Бремен Fairland принадлежал отцу контейнерного судоходства – Малькому Маклину, владельцу компании Sea-Land. Это он первый в середине 50-х придумал загрузить старый танкер автомобильными кузовами. Десять лет спустя 255 таких «кузовов» прибыли в Германию на борту Fairland. И 254 из них были благополучно выгружены на берег без какого-либо специального оборудования. Больше похоже на счастливое, а не на мрачное предзнаменование.

На тот момент в Германии было две лидирующих судоходных компании: Hapag и North German Lloyd (NDL). Они тесно сотрудничали по многим вопросам, но до слияния дело не доходило. «Контейнерная революция» обеспечила обеим компаниям такую встряску, что они в буквальном смысле схватились друг за друга – и объединение последовало уже через несколько лет.

Но это будет потом. А пока что, в середине 60-х, оба офиса – в Гамбурге и Бремене – пребывали в растерянности. «Так называемые контейнерные перевозки распространяются со скоростью эпидемии», – писали аналитики NDL в отчёте за 1965 год. Компания признавала неизбежность перемен, но очень надеялась на «эволюцию вместо революции» и использование «полу-контейнеровозов». Тщетность этих надежд стала очевидна довольно быстро.

В итоге Hapag и NDL посоветовались и пришли к выводу, что если революцию нельзя остановить, то нужно её возглавить. Уже в июне 1966 года NDL отправила из Штутгарта в Нью-Йорк свой первый двадцатифутовый контейнер. Обе компании молниеносно выбились в лидеры нового сектора.

Контейнеровозы Weser Express и Elbe Express
Контейнеровозы Weser Express и Elbe Express / Фото: Hapag-Lloyd

Всего год спустя Hapag и NDL сошлись во мнении, что у прежнего способа перевозки нет будущего в Северной Атлантике. Поэтому каждая компания заказала по два новеньких контейнеровоза, рассчитанных на 736 стандартных двадцатифутовых «кузовов». Строительство судов доверили лучшим верфям: гамбургской Blohm+Voss и бременской Bremer Vulkan.

И вот осенью 1968 года немецкие контейнеровозы Weser Express и Elbe Express отправились в свой первый рейс. Так была открыта первая полностью контейнерная линия, соединившая Европу и США. Маршрут получил название Hapag-Lloyd Container Linien, поскольку компании, заключившие пуловое соглашение, работали на нём сообща. До их полного слияния, произошедшего в 1970 году, оставался один шаг.

Сегодня, полвека спустя, уже всем понятно, какое это было перспективное занятие. Контейнерный бизнес до сих пор держит Hapag-Lloyd на гребне волны. Компании принадлежит более 1,1 млн. «странных железных ящиков» – двадцати- и сорокафутовых контейнеров общей вместимостью 1,6 млн. TEU. Флот Hapag-Lloyd насчитывает 177 контейнеровозов.

За всю 60-летнюю историю контейнерных перевозок последнее десятилетие оказалось самым насыщенным. Речь идёт, конечно, об увеличении размера судов. Если десять лет назад все благоговели перед «огромными» контейнеровозами вместимостью 9.000 TEU, то сегодня уже оставлен позади рубеж в 19.000 TEU. Мода на мега-суда распространилась так же стремительно, как сама идея «кузовов» в середине прошлого века. Достигли ли суда своего максимального размера, а контейнерное судоходство – вершины развития? Надо не забыть спросить себя об этом через десять лет, празднуя новую годовщину, – тогда мы уже будем знать ответ.