За двумя зайцами: Китай нацелился одновременно на Пирей и Кумпорт

0
1384
Контейнерный терминал Кумпорт / Фото: container-mag

Переговоры о приватизации греческого порта Пирей входят в решающую стадию. На пакет акций порта претендуют три компании – китайская Cosco, нидерландская APM Terminals и филиппинская International Container Terminal Services (ICTSI). Негласным лидером соревнования до сего дня считалась Cosco, подразделение которой закрепилось в Пирее ещё пять лет назад и с тех пор много сделало для развития порта. Греция застыла в ожидании момента, когда Пирей будет продан и живительные китайские транши вольются в пересохший государственный бюджет. Каково же было удивление греков, когда Cosco обнародовала свои планы покупки… терминала Кумпорт в Турции, главного конкурента Пирея в контейнерном секторе на всём Восточном Средиземноморье.

Объединив усилия с China Merchants Group и China Investment Corp, последняя из которых руководит огромным государственным фондом, Cosco вполне серьёзно примеряется к выставленной на продажу доле Кумпорта, оцениваемой в $950 млн. В Греции это расценивают, по меньшей мере, как раздвоение фокуса, а в самом крайнем случае – как отток в Турцию денег, которые причитались грекам за Пирей. Так, по крайней мере, полагают в греческом государственном фонде Taiped, который занимается распродажей национального имущества.

Напоминаем, что в апреле этого года 36% акций турецкого терминала Кумпорт, расположенного в европейской части Стамбула, были выставлены на продажу. Владельцем акций является компания Turkac № 1 SARL, представляющая Министерство финансов Омана. Остальную часть терминала контролирует турецкая компания Fina Holding. Кумпорт является третьим по величине контейнерным терминалом Турции. Несмотря на то, что он в три раза меньше Пирея, Кумпорт способен принимать суда вместимостью до 18.000 TEU. Ежегодный контейнерооборот терминала составляет 1,84 млн. TEU. и может быть в перспективе увеличен до 3,5 млн. TEU. На этом фоне будущее Пирея несколько меркнет, особенно с учётом того, что Кумпорт включён в развитую систему железнодорожного сообщения в Восточной Европе и пользуется поддержкой мощного турецкого рынка. Пирей не может похвастать ни тем, ни другим.

Кумпорт является частью портового комплекса Амбарли, на который у китайцев большие планы. Доля Cosco в совместном приобретении терминала составляет 40%, столько же принадлежит China Merchants, а China Investment Corp владеет 20% предприятия. Это значит, что Cosco должна будет заплатить за Кумпорт около $380 млн. – примерно столько, сколько Греция требует за 51% акций Пирея.

Но это ещё не значит, что Cosco немедленно откажется от своих планов в Греции. Её дочерняя компания Piraeus Container Terminal (PCT) управляет первым и вторым контейнерными терминалами Пирея с 2010 года, и срок концессии составляет 35 лет. Cosco не только выразила заинтересованность в покупке 51% акций порта, но вступила в переговоры о приобретении ещё 16%, которые Греция отдаст покупателю лишь при условии, что он инвестирует в порт $340 млн. в течение следующих пяти лет.

В начале лета этого года правительство Греции обнародовало обширную программу сотрудничества с Китаем. Программа включает в себя не только контейнерные терминалы Пирея, но и совместные проекты в судоремонтном и железнодорожном секторе. Теперь, всего пару месяцев спустя, Cosco заявляет о будущем сотрудничестве своих мощностей в Пирее с новым приобретением – терминалом Кумпорт. При этом китайцы подчёркивают, что Кумпорт находится как раз в зоне «Экономического пояса Шёлкового пути» – стратегии евразийской интеграции, разработанной Китаем. Зная, как трепетно китайцы относятся к идее Нового Шёлкового пути, Греция может только ждать либо отзыва предложения от Cosco, либо его подтверждения.