Costa Concordia: демонтаж завершен

Лайнер Costa Concordia
Фото: John Ferguson

В итальянской Генуе завершен демонтаж пассажирского лайнера Costa Concordia. Работы, в которых было занято 350 человек, продолжались три года. Ориентировочная стоимость утилизации составила около $300 млн.

Демонтаж судна на верфи San Giorgio del Porto проводила итальянская корпорация Saipem (строительно-проектное структурное подразделение нефтяного гиганта ENI). Утилизация Costa Concordia заняла в общей сложности 1 миллион рабочих часов, при этом общий вес переработанного материала превысил 53.000 тонн. В ходе работ по демонтажу была снята внешняя обшивка корпуса, разобраны внутренние конструкции на каждой из четырнадцати палуб. Разрезанные на части металлические конструкции транспортировали на завод по переработке материалов, и всего за время работ было выполнено 4.000 перевозок на завод по переработке и 850 поездок на предприятие по окончательной утилизации.  

Лайнер Costa Concordia
Фото: Ship Recycling Consortium
csm flag

В Консорциуме по переработке судов отмечают, что демонтаж Costa Concordia стал одним из самых масштабных проектов по судоходству, которые когда-либо были реализованы в Европе. Повышенное внимание уделялось экологической безопасности. Терминал, на котором проводились работы, был огражден бонами, предназначенными для абсорбции загрязняющих окружающую акваторию веществ. В течение всего времени, пока лайнер демонтировали, экологические службы регулярно брали пробы воды и воздуха недалеко от Costa Concordia, а пожарные и спасатели несли круглосуточное дежурство в этом районе.

Пассажирский лайнер Costa Concordia потерпел крушение в ночь с 13 на 14 января 2012 года вблизи острова Джильо (Тоскана, Италия). Судно совершало программный круиз «Семь ночей зимнего Средиземноморья», по маршруту которого ходило не менее 50 раз в году. На пути из порта Чивитавеккья в порт Савона лайнер наскочил на риф и получил пробоину длиной в 53 м, через которую вода стала поступать сразу в восемь отсеков. Капитан лайнера Франческо Скеттино отдал приказ об эвакуации далеко не сразу, а почти через час, когда судно уже накренилось на угол 30°, причем сам Скеттино покинул тонущий лайнер одним из первых. Позже выяснилось, что к посадке на мель привело то, что Скеттино по собственной прихоти отклонился от курса.

Лайнер Costa Concordia
Фото: Ship Recycling Consortium

Сигнал бедствия Costa Concordia так и не подала, береговая охрана самостоятельно вышла на связь с лайнером и начала операцию по спасению людей. Из-за значительного крена часть спасательных шлюпок не удалось спустить на воду, пассажиров снимали с борта при помощи вертолетов. Некоторые прыгали за борт и пытались добраться до берега вплавь. На борту Costa Concordia находилось более 4.000 человек, 32 из них погибло. Суд признал виновным в крушении судна и гибели пассажиров капитана. 12 мая 2017 года Франческо Скеттино был приговорен к 16 годам тюремного заключения.

На подводном рифе судно просидело в накренившемся положении два с половиной года. В марте 2012 года с лайнера откачали канализационные стоки и топливо, в сентябре 2013 года лайнер сняли с рифа, установив его при помощи тросов на стальную платформу в Тирренском море. В июле 2014 года состоялась операция по буксировке Costa Concordia на верфь в Генуе.

Лайнер Costa Concordia, DWT=114.500, был спущен на воду в 2006 году. Судно, постройка которого обошлась заказчикам, компании Costa Crociere, в $519 млн, было рассчитано на 3.780 пассажиров и 1.100 членов экипажа. Лайнер входил в десятку крупнейших пассажирских судов мира; на его борту, помимо полутора тысяч комфортабельных кают, было пять ресторанов, казино, четыре бассейна и двухэтажный фитнес-центр.