Конец проклятию Costa Concordia: «мёртвый» лайнер разбирают на части

0
2082
Фото: Ship Recycling

Демонтаж судна, конечно, не такой трудоёмкий процесс, как его постройка. Но и он может быть очень долгим – зависит от судна. Если это огромный лайнер вроде Costa Concordia, работы займут без малого два года. Не считая того времени, которое понадобилось, чтобы поднять его с морского дна после катастрофы.

Более двухсот специалистов разбирают сейчас на части лайнер Costa Concordia, принадлежащий компании Costa Crociere, итальянскому подразделению Carnival Corporation. Утилизация судна проходит на терминале Пра Волтри в Генуе, Италия. Снятие внешней обшивки происходит одновременно с демонтажем внутренних конструкций – рабочие трудятся буквально на каждом квадратном метре. И всё равно прогнозируемый срок утилизации – минимум 22 месяца.

Обшивку сняли уже с большей части судна – сейчас «раздевают» помещения на уровне третьей, четвертой и пятой палубы. Внутренние конструкции пока что полностью разобраны только на четырнадцатой, самой верхней палубе. Сейчас демонтажные работы ведутся на трёх следующих уровнях. Металлические части разрезаются на куски и отправляются на завод для переработки.

Чтобы начать демонтаж четырнадцатой палубы, пришлось отрегулировать систему плавучести. Правый борт зафиксирован на месте с помощью тросов, поскольку блоки плавучести с этой стороны судна были удалены. Сейчас в процессе удаления находятся центральные блоки, которые, впрочем, мало помогают корпусу держаться на воде, поскольку были повреждены во время крушения. В ближайшие недели всю систему плавучести демонтируют и Costa Concordia «повиснет» на тросах.

…Здесь же, в Генуе, на верфи Fincantieri в 2006 году был спущен на воду лайнер валовой вместимостью 114.500 тонн, рассчитанный на 3780 пассажиров и 1100 членов экипажа. Судно назвали Costa Concordia, что значит «берег согласия». Лайнер обошёлся заказчикам в €450 млн. Он не только стал самым большим судном компании Costa Crociere, но и попал в десятку крупнейших лайнеров мира. На борту царила беспрецедентная роскошь: четыре бассейна, пять ресторанов, казино, двухэтажный фитнес-центр, полторы тысячи комфортабельных кают, шесть тысяч ценных живописных полотен, богемское стекло позапрошлого века… Говорят, при крещении судна бутылка шампанского никак не хотела разбиваться о борт. Это сочли дурным знаком, но никто и не предполагал, насколько дурным.

Зимой 2012 года Costa Concordia совершал круиз «Семь ночей зимнего Средиземноморья», во время которого должен был зайти в Барселону, Марсель и несколько итальянских портов. Круиз был для лайнера программным, маршрут – знакомым до мелочей, никто не ожидал сюрпризов. 13 января судно вышло из порта Чивитавеккья в Савону, и в тот же день, в 22:00 по местному времени, наскочило на риф возле Джильо-Порто на острове Джильо. Лайнер получил огромную пробоину – пятьдесят три метра на семь – и стал тонуть. Он мог держаться на плаву при двух затопленных отсеках, но вода хлынула сразу в восемь. День катастрофы, 13 января, выпал на пятницу – мрачное предзнаменование крестин начало сбываться.

Большая часть пассажиров в момент аварии ужинала в ресторанах. Капитан Скеттино не спешил начинать эвакуацию – через пятнадцать минут после происшествия он сообщил гостям, что у лайнера проблемы с генератором. Ещё через пятнадцать минут пассажиров попросили пройти к зачехлённым, не подготовленным шлюпкам, где они вновь услышали про поломку генератора. Только потом, уже ближе к 23:00, когда крен достиг 30°, был отдан приказ об эвакуации. В панике и давке Скеттино, капитан в третьем поколении, бывший начальник службы безопасности, покинул судно в числе первых, так и не подав сигнал бедствия. Береговая охрана сама вышла на связь с Costa Concordia, узнала о его бедственном положении и развернула спасательную операцию.

Из-за крена часть шлюпок не удалось спустить на воду, и пассажиров эвакуировали на вертолётах. Кто-то смог самостоятельно доплыть до берега, который был совсем рядом. 32 человека не сумели спастись. Более четырёх тысяч выживших, кутаясь в одеяла в церкви Джильо-Порто, где их разместили местные жители, не могли понять, как лайнер, ходивший по этому маршруту 52 раза в год, мог наскочить на риф и затонуть. Они ещё не знали, что судно отклонилось от курса на четыре мили в сторону побережья, потому что капитан Скеттино решил поприветствовать товарища, жившего на берегу.

Три дня спустя после катастрофы из судна начали вытекать смазочные материалы. О разливе топлива речь не шла, но местные жители потребовали убрать лайнер из прибрежных вод. В марте 2012 года из Costa Concordia было откачано горючее и канализационные стоки, но сама операция по поднятию состоялась только в сентябре 2013 года. Приняв вертикальное положение благодаря тросам и стальной платформе, лайнер оставался у берегов Джильо до июля 2014 года, когда его доставили в Геную на утилизацию.

Сейчас об экологической угрозе речь не идёт, но район утилизации на терминале Пра Волтри окружён рядами боновых ограждений, которые должны абсорбировать любые загрязняющие вещества. Экологические службы регулярно берут пробы воды и воздуха рядом с лайнером, чтобы убедиться в безопасности демонтажных работ. Службы срочной пожарной и экологической помощи ожидают звонка круглосуточно и без выходных. Среди спасателей ходит шутка: с Costa Concordia не дождёшься сигнала бедствия, лучше время от времени проверять самим. Впрочем, все надеются, что крёстное проклятие лайнера изжило себя в роковую пятницу, и никто больше не пострадает на его палубе – в том числе разобранной на части.