Лицензирование крюингов: проект постановления Кабмина нужно доработать

заседание Общественного совета при Министерстве социальной политики
Фото: mtelegraph.com

30 мая 2017 года в Киеве состоялось заседание Общественного совета при Министерстве социальной политики, на котором было принято важное для морской отрасли Украины решение. Речь идет о вопросах лицензирования компаний, оказывающих услуги по трудоустройству за границей, в частности, об изменениях условий лицензирования для крюинговых компаний. По итогам мероприятия решено: проект постановления о внесении изменений нуждается в доработке.

Общественный совет полностью поддержал решение, принятое ранее, 23 мая 2017 года, на заседании Комитета по вопросам общественного контроля над формированием и реализацией государственной политики в сфере трудовых отношений, комплексной реформы системы оплаты труда и системы пенсионного обеспечения при Минсоцполитики. Заседание Комитета прошло при участии заместителя министра социальной политики Александра Привалова и представителей крюинговых компаний, итоги обсуждения и были представлены 30 мая на заседании Общественного совета.

csm flag

Проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей» вызвал оживленные дискуссии в среде профессионалов морской отрасли. Лицензионные условия для этой сферы деятельности были утверждены Кабмином еще в декабре 2015 года соответствующим постановлением №1060, которым был определен перечень документов, необходимых для получения лицензии, а также требования, обязательные для выполнения при осуществлении указанной деятельности. В случае если эти требования не выполняются, компания лишается лицензии.

заседание Общественного совета при Министерстве социальной политики
Фото: mtelegraph.com

Правила лицензирования распространяются на все компании, оказывающие украинцам содействие при трудоустройстве за границей. По статистике, моряки составляют около 70% от всего числа официально трудоустроенных граждан нашей страны. Украинские крюинги как посредники при трудоустройстве моряков обязаны строго соблюдать постановления Кабинета Министров. Именно поэтому планируемые изменения вызвали пристальный интерес профильного комитета и Общественного совета при Министерстве.

Сегодня, по мнению Минсоцполитики, назрела необходимость пересмотреть условия, соблюдение которых нужно, для того чтобы получить лицензию на работу. Изменения подразумевают механизм, который позволил бы защищать права украинцев в части оплаты труда. Кроме того, предлагается сделать обязательным наличие юриста в штате субъекта предпринимательской деятельности, который оказывает посреднические услуги при трудоустройстве. Помещение же, в котором располагается компания, должно будет относиться исключительно к нежилому фонду. Это лишь некоторые из планируемых поправок.

По словам заместителя министра социальной политики Украины Александра Привалова, изменения необходимы, чтобы усилить ответственность работодателей, обеспечить надлежащие условия работы, сформировать четкую позицию государства в отношении противодействия торговли людьми. К сожалению, до сих пор многим украинцам приходится сталкиваться с недобросовестными посредниками. Такие крюинги, не имеющие лицензии, в прямом смысле слова подставляют украинцев под удар, достаточно вспомнить хотя бы многочисленные истории с брошенными экипажами. В Минсоцполитики считают, что корректировки позволят полностью контролировать ситуацию с соблюдением прав украинцев, выезжающих на работу за границу, включая и моряков.

заседание Общественного совета при Министерстве социальной политики
Фото: mtelegraph.com

Однако по результатам обсуждений как эксперты Комитета по вопросам общественного контроля, так и Общественный совет при Минсоцполитики придерживаются единого мнения: проект постановления нуждается в доработке. Если проект будет принят в таком виде, как это предлагается сейчас, то при подаче заявления на получение лицензии крюинговая компания как субъект предпринимательской деятельности должна будет готовить массу документов, многие из которых не имеют отношения к процессу лицензирования. Такой подход подразумевает дополнительные трудозатраты, чрезмерную трату времени и финансов, тогда как весь процесс подачи заявления можно было бы оптимизировать, значительно его упростив.

«Да, к проекту есть вопросы, его нужно дорабатывать, – комментирует член Общественного совета, председатель Федерации морских профсоюзов Украины Максим Слюсаревский. – В то же время следует отметить  конструктивный подход Минсоцполитики. Чиновники идут на диалог с общественностью и готовы применять международные стандарты, что радует». Это первый случай, когда Минсоцполитики согласилось рассмотреть возможность выделить моряков в отдельную категорию в рамках существующих лицусловий. «Деятельность по трудоустройству моряков за границей должна регулироваться отдельными нормами, с учетом международных правил. Это позволит учесть, в частности, требования Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006), а также требования Международной организации труда к размеру минимальной зарплаты моряков», – добавил Максим Слюсаревский.