И снова здорово: замечена очередная попытка отменить действующую систему лицензирования крюингов

Учасники круглого стола
Учасники круглого стола

18 февраля 2016 года в Киеве по инициативе общественного совета при Государственной регуляторной службе Украины прошел круглый стол на тему «Создание саморегулирования в сфере посредничества в трудоустройстве украинских моряков и особенности деятельности тренажерных центров». ГРС собрала представителей бизнеса, морских профсоюзов и министерств, чтобы выяснить мнение общественности по ряду вопросов, связанных с работой крюингов и тренажерных центров.

Круглым столом руководила глава ГРС Ксения Ляпина. Мероприятие посетили заместитель Министра инфраструктуры Юрий Васьков, представители Министерства инфраструктуры, Министерства социальной политики, Министерства образования и науки Украины, Государственной службы безопасности на транспорте, Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков, а также представители профсоюзов и крюинговых компаний.

(слева) Сергей Доротич, глава общественного совета при Государственной регуляторной службы Украины; Ксения Ляпина, глава Государственной регуляторной службы Украины; Юрий Васьков, замминистра инфраструктуры Украины
(слева) Сергей Доротич, глава общественного совета при Государственной регуляторной службе Украины; Ксения Ляпина, глава Государственной регуляторной службы Украины; Юрий Васьков, замминистра инфраструктуры Украины
csm flag

Как показали итоги круглого стола, вопрос отмены действующей системы лицензирования крюинговых агентств до сих пор не дает покоя отдельным представителям отрасли. В частности, эту идею вновь озвучил руководитель Всеукраинского объединения крюинговых компаний Вячеслав Кисловский. Следует отметить, что этот вопрос уже неоднократно обсуждался на предыдущих заседаниях.

Кисловский считает, что контроль над деятельностью крюингов должен осуществляться не в рамках действующей системы лицензирования, а с помощью независимой саморегулирующей общественной организации.

Оппонировал Вячеславу Кисловскому Сергей Маслов, руководитель Ассоциации «Украинский морской союз» и директор компании Columbia Shipmanagement Ukraine, который рассказал следующее.

Большинство судоходных компаний требуют, чтобы обслуживающие их крюинговые агентства имели сертификаты соответствия требованиям конвенции MLC 2006  от признанных классификационных обществ, таких как Бюро Веритас, Регистр Ллойда, Американское бюро судоходства и др. Поэтому деятельность «белых» крюингов уже соответствует нормам и требованиям международного законодательства. Как отметил Маслов, текущая система лицензирования работает и устраивает 70-80% кадровых морских агентств, а также их работодателей. Похожую точку зрения многие крюинги высказывали и раньше. Подробнее об этом можно прочитать в нашем отчете об одном из предыдущих круглых столов, посвященных данному вопросу.

Проблема в том, что создание нового проверяющего органа в любом случае приведет к хаосу и недоработкам, хотя бы в первое время, что, разумеется, скажется на стабильности морского бизнеса в нашей стране. Кроме того, такая организация получит возможность злоупотребить оказанным доверием, а это противоречит основному курсу, принятому государством: сократить возможное пространство для коррупции и максимально облегчить работу бизнеса.

Максим Слюсаревский, председатель ФМПСУ
Максим Слюсаревский, председатель ФМПСУ

Во время финального обсуждения председатель ФМПСУ Максим Слюсаревский отметил, что конвенция MLC 2006 вообще не предполагает какого-либо вида саморегулирования.

«В конвенции, которой большинство крюингов уже следуют в добровольном порядке, и по которой, я надеюсь, скоро будем жить и мы с вами, четко установлена возможность регулирования со стороны государства в виде лицензий, сертификатов или в иной форме. Согласно конвенции, все вопросы должны решаться в форме социального диалога между государством, работодателями и профсоюзами. Никакого саморегулирования в конвенции не предусмотрено».

Максим отметил, что выбирать сейчас можно между уже работающей системой лицензирования и созданием новой системы сертификации или другой формы государственного регулирования. Как показывает практика, абсолютное большинство уголовных дел и других проблем в отрасли связано с крюингами, работающими без лицензии. Поэтому Слюсаревский выразил полную поддержку действующей системе лицензирования от лица профсоюза и от себя лично.

По итогам обсуждения однозначного решения по этому вопросу принято не было. Ксения Ляпина пообещала, что ГРС сделает выводы после тщательного изучения проблемы и проведения экспертизы действующих регуляторных актов.

Кроме того, участники круглого стола согласились, что стране необходима программа дерегуляции функционирования тренажерных цетров для подготовки моряков. Работа в этом направлении продолжается, и подробности будут известны позже.