Монополия по-китайски: CSIC и CSSC получили 96% всех заказов на новые суда в этом году

0
1628
China State Shipbuilding Corp
Фото: CSSC

Китайское судостроение не отличается демократичностью и тягой к разнообразию. Пятьдесят одной китайской компании досталось 96,5% заказов на новые суда, сделанных с января по май этого года. Почти все компании являются подразделениями двух государственных предприятий – China Shipbuilding Industry Corp (CSIC) и China State Shipbuilding Corp (CSSC).

За первые пять месяцев нынешнего года Китай получил заказы на новые суда общим тоннажем 14,38 млн. тонн. Это на 83,1% больше, чем за этот же период, но в прошлом году. CSIC и CSSC принадлежат контракты на строительство судов тоннажем 13,88 млн. тонн – как видим, другим китайским компаниям почти ничего не досталось. Цифры подтверждены Китайской ассоциацией национальной судостроительной промышленности (Cansi).

Кризис в судостроении и не думает заканчиваться. Сейчас в мире насчитывается всего 300 верфей, на которых продолжается рабочий процесс. CSIC и CSSC захватили рынок на волне небольшого притока заказов, который наметился в первые месяцы этого года. Второстепенные китайские компании продолжают страдать от нехватки контрактов.

С января по май китайские верфи закончили строительство новых судов общим тоннажем 12,83 млн. тонн. Это на 17,1% меньше, чем за те же месяцы прошлого года. Львиная доля новостроев – 11,97 млн. тонн – принадлежит всё той же пятьдесят одной компании, со спадом в 16,4% по сравнению с прошлым годом.

По состоянию на 31 мая этого года отставание в заказах от прошлого года составляло в Китае 11,1%, то есть 122,84 млн. тонн дедвейта. 117,86 млн. тонн из них, то есть 95,9% от общего количества, приходятся на пятьдесят одну лидирующую компанию.

Cansi также подсчитала доход 94-х крупнейших верфей за январь-май этого года. На них были выполнены работы общей стоимостью $25,2 млрд. Из этой суммы $12,37 млрд. приходится на судостроительные работы, $1,87 млрд. – на переоборудование судов и $0,7 млрд. – на ремонтные работы.

Выручка 94-х верфей за указанный период составила $17,45 млрд., что на 3,8% меньше, чем в прошлом году. Общая прибыль также уменьшилась на 22,3% и составила $0,24 млрд. – в основном, за счёт снижения цен на новые суда и повышения расходов на строительство.

Кризис в отрасли запустил в Китае процесс отмирания небольших, новых или независимых судостроительных предприятий, а также фирм с большой долей частного капитала, таких как Sinopacific Shipbuilding Group и China Huarong Energy (ранее известная под названием RongSheng Heavy Industries).

CSIC и CSSC, крупнейшие государственные группы, противопоставили кризису внутреннюю реорганизацию и реструктуризацию филиалов, благодаря чему сумели снизить затраты на производство и повысить эффективность работы. Например, CSIC недавно объявила о передаче активов своего подразделения Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry другой дочерней фирме – Wuchang Shipbuilding Industry Group. Также CSIC планирует отдать полное право собственности на компанию Shanhaiguan New Shipbuilding Industry своему подразделению Dalian Shipbuilding Industry (DSIC).