В чьих руках находится судьба контейнерных терминалов?

Фото: bct

Аналитики консалтинговой компании Drewry пророчат мрачное будущее контейнерному судоходству. По их новым прогнозам, темпы роста в этом секторе рынка снизятся с 4,3% до 2,2% в этом году, и с ожидавшихся 4,9% до реальных 3,3% в следующем году. Так отразится на контейнерном бизнесе общий мировой спад в морской индустрии, отмеченный в последние месяцы.

Новый Ежегодный обзор и прогноз для мировых операторов контейнерных терминалов от Drewry свидетельствует о снижении спроса на услуги терминалов. Это в свою очередь приведёт к спаду в росте пропускной способности и затормозит расширение старых терминалов и строительство новых. Те проекты, которые ещё не вошли в активную стадию, можно будет просто отложить, но те, которые находятся в самом разгаре, действительно сильно пострадают.

csm flag

«Для некоторых компаний, активно вкладывающих средства в терминалы, это будет всё равно, что развернуть поезд на полном ходу, – считает Нил Дэвидсон, директор по вопросам портов и терминалов в Drewry. – Ещё недавно у нас получались гораздо более оптимистичные цифры, но сейчас очевидна их несостоятельность. Нам потребуется время, чтобы сказать, насколько ухудшилось положение в контейнерном секторе».

Несмотря на дороговизну постройки терминала с нуля, большинство компаний предпочитает именно этот вариант, причём выбирает развивающиеся страны. «Приспособленцы» вроде APM Terminais, купившей недавно готовый продукт, испанского оператора Grup Maritim TCB, ловят на себе косые взгляды, но продолжают действовать в своём ключе.

Дэвидсон полагает, что разница в спросе и предложении, которая привела к нынешней ситуации, – это непредсказуемый фактор. Ещё недавно этот же фактор заставлял терминалы наращивать мощность огромными скачками, которые невозможно было вписать ни в какие прогнозы. Впрочем, главная проблема контейнерных терминалов осталась прежней. Строительство мега-судов и создание крупных альянсов привело к тому, что терминалами пользуются редко, но метко. Огромные мощности простаивают неделями, а потом в сжатые сроки выполняют погрузку/разгрузку, которая становится испытанием для их пропускной способности.

Таким образом, крупные альянсы заставляют терминалы неоправданно расширяться, чтобы удовлетворить их потребности. Один из способов не отстать от клиентов – повышать производительность причальных кранов, но он имеет свои естественные ограничения. Drewry рекомендует терминалам в свою очередь формировать объединения и решать проблему авралов с помощью совместной работы. Примером такого сотрудничества является Северо-западный альянс морских портов, созданный американскими портами Сиэтл и Такома.

Судьба терминалов как никогда зависит от милости контейнерных перевозчиков, которые не знакомы с подобными трудностями, поскольку несравнимо быстрее возвращают инвестиции, занимаясь долгосрочными проектами по своему желанию, а не из необходимости.

Отчёт Drewry содержит также рейтинг самых успешных операторов контейнерных терминалов за 2014 год. Первое место удерживает британская компания Hutchison Port Holdings, чей контейнерный оборот составил 80 млн. TEU. За ней следуют нидерландская компания APM Terminais с 71 млн. TEU, сингапурский оператор PSA с 65 млн. TEU. Не попали в первую тройку китайская Cosco (64 млн. TEU) и Dubai Port World, базирующаяся в ОАЭ (58 млн. TEU).