Жалоба анонима: ITF снова в центре скандала

0
554

Международная федерация транспортных рабочих (ITF) подняла «информационную волну» и обвинила судовладельца в нарушении прав моряков на основании непроверенной жалобы моряка. С «голодными» моряками на самом деле все в порядке. Судовладелец выясняет, была ли на самом деле жалоба, или ITF снова ввязалась в подковерные игры.

Все началось с того, что ITF обнародовала скандальную информацию: 8 февраля 2019 года на адрес ITF якобы пришло электронное сообщение от члена экипажа балкера Villa Deste. В письме говорилось, что моряки судна, стоящего на якоре в терминале Хей-Пойнт (Hay Point Australia) компании BHP в Квинсленде (Австралия), практически голодают, поскольку их кормят из расчета 4 доллара на день, а заработную плату не выплачивают. ITF поспешила обвинить BHP в нарушении прав человека при осуществлении операций в водах Австралии. ITF заявила, что отправила в BHP ряд запросов с требованием допустить инспекторов на судно для проведения проверки. Однако, по словам представителя ITF, компания эти запросы игнорировала. В частности, координатор национального подразделения ITF в Австралии Дин Саммерс заявил: «Моряки судна, стоящего в терминале BHP в Квинсленде, голодают. Если BHP продолжит отказывать инспекторам ITF в доступе к судну, игнорируя основные права этих моряков на снабжение и оплату труда, то BHP можно будет смело считать худшим из всех операторов «удобного флага», работающих в Австралии». И дополнил: «Инспектора ITF имеют право подняться на судно, что четко определено международным кодексом безопасности на море и австралийским законодательством о национальной безопасности. BHP утверждает, что не препятствует доступу, но продолжает отклонять наши запросы и ставить под сомнение наши законные требования».  Компания BHP в тот же день сообщила, что судно не зафрахтовано ею, оно лишь работает на отгрузке угля, принадлежащего BHP. Таким образом, компания не несет ответственности за условия пребывания моряков на борту этого судна.

В ITF, в свою очередь, заявили, что ранее они обращались в Министерство внутренних дел Австралии по поводу отказа BHP в предоставлении доступа инспекторам ITF для проверки судов в Хей-Пойнте. На запрос ITF Департамент ответил, что «доступ на судно должен обеспечить оператор, который им управляет». ITF усмотрела в этом ответе предвзятое отношение. «Министерство внутренних дел либо неосознанно, либо намеренно встало на сторону BHP, чтобы моряки, чьи права нарушены, и дальше находились в изоляции», – заявили в ITF. «В то время как BHP игнорирует кризисную ситуацию на якорной стоянке на своем терминале в Хей-Пойнте, а органы безопасности федерального правительства отказывают профсоюзам в праве на доступ к иностранным судам в водах Австралии, греческие судовладельцы продолжают нарушать права человека и отрицают любые обвинения, думая лишь о прибыли», – прокомментировал ситуацию Саммерс. Балкер Villa Deste, DWT=81.800, построен в 2018 году, ходит под флагом Либерии. Судно принадлежит греческой компании Evalend Shipping Company SA. ITF утверждала, что 3 ​​июля 2018 года проверила в порту Фримантл еще одно судно этой компании, Penelope L.В ходе той проверки якобы выяснилось, что моряков, которые работают по самым низким ставкам, еще и кормят испорченными продуктами.

Словом, ITF начала в прессе резонансную кампанию, призывая министра внутренних дел Австралии вмешаться в ситуацию и требуя немедленно допустить инспекторов на судно. «ITF крайне обеспокоена бедственным положением моряков судна Villa Deste и неспособностью BHP взять на себя ответственность за их благополучие. Мы обязаны обеспечить морякам соблюдение их прав; добиться того, чтобы их кормили и им платили за работу», – резюмировали в ITF.

Между тем, одно из отраслевых специализированных изданий, The Maritime Executive, решило изучить ситуацию детальнее. Журналисты очень быстро обнаружили, что греческий судовой оператор Evalend Shipping оперативно отреагировал на критику и отверг обвинения в свой адрес. Издание цитирует оператора: «Мы немедленно связались с капитаном судна Villa Deste. Он получил письменное подтверждение от всех членов экипажа о том, что они очень довольны компанией и судном. Поэтому мы категорически отвергаем любые подобные заявления, и у нас есть серьезные сомнения в том, что кто-либо из членов экипажа вообще связывался с профсоюзом».

Главный редактор издания Maritime Bulletin Михаил Войтенко отмечает, что корни всей этой истории следует искать в противостоянии между Морским профсоюзом Австралии (MUA) и компанией BHP. В ходе этой необъявленной войны используется любая возможность, чтобы обвинить BHP «во всех смертных грехах», причем обвинения, выдвинутые MUA, не подвергаются даже малейшей проверке фактов. Насторожить тех, кто мыслит логически, должно было уже само «письмо члена экипажа»: если морякам, по словам анонимного заявителя, положено продуктов на 4 доллара в день, то почему он пишет, что экипаж голодает? Почему, если речь в письме идет, ни больше ни меньше, о спасении жизней моряков, автор остался неизвестным и не назвал своего имени?

«Со мной регулярно связываются ведущие российские СМИ, чтобы я прокомментировал тот или иной инцидент, включая брошенные экипажи или задержки с заработной платой. Мой первый вопрос к ним (хотя я и так знаю, какой ответ мне дадут): откуда у вас эта информация? Ответ: от SUR (Профсоюз моряков России, членская организация ITF). Тогда задаю следующий вопрос: подтверждена ли эта информация еще хотя бы каким-либо источником, например, владельцем судна или непосредственно экипажем, без вмешательства профсоюзных активистов? Ответ всегда один и тот же: нет, другой информации нет. Остается только рекомендовать им быть осмотрительнее с информацией, исходящей от ITF. У меня внушительный личный опыт общения с профсоюзными активистами, и слишком много фактов, вынесенных из того общения, говорят не в пользу ITF как организации, которой можно было бы доверять. Как показывает практика, профсоюзные активисты не заинтересованы в том, чтобы устанавливать, правдива ли информация или нет. Для них важнее собственная выгода от информационного шума», – пишет Войтенко.

«Работник моря» в своих публикациях не один раз касался темы работы Международной федерации транспортных рабочих. Осенью 2017-го года мы писали о практике применения двойных стандартов при заключении коллективных договоров с членскими организациями ITF. А в начале 2018-го года детально рассказали о практике выдачи так называемых «желтых» сертификатов.