Капитан затонувшего El Faro просил разрешения изменить курс, но не получил ответа

0
263
Фото: Tote Maritime

Продолжается расследование гибели грузового судна El Faro, затонувшего в октябре прошлого года у Багамских островов после встречи с ураганом «Хоакин». Береговая охрана США инициировала десятидневные публичные слушания по делу El Faro, которые начались 16 февраля этого года. Заседания проводит Комиссия по расследованию морских происшествий.

В ходе слушаний выяснилось, что непосредственно перед гибелью El Faro капитан судна Майкл Дэвидсон по неизвестной причине запросил у компании-судовладельца TOTE Services разрешение на смену курса. Запрос был отправлен по электронной почте в офис компании в Джэксонвилле, штат Флорида, США. В связи с этим комиссия выслушала показания Филиппа Морреля, вице-президента TOTE Services по работе в море. По словам Морреля, капитан не нуждался в предварительном разрешении компании, чтобы сменить курс.

«Согласно инструкции, перед тем, как изменить курс, капитан должен был всего лишь посоветоваться с нами, – уточнил Моррель. – На практике это сводится к тому, что он должен был просто уведомить нас о своём решении. То есть, Дэвидсон не нуждался в ответе на запрос».

Тем не менее, в последнем письме, направленном в компанию, капитан Дэвидсон совершенно отчётливо спрашивал разрешения на смену курса. Письмо осталось без ответа. Дальнейшая история известна: 1 октября капитан сообщил, что судно потеряло ход, получило крен в 15°, и в судовые помещения попадает забортная вода. Позднее он передал, что с имевшейся течью корпуса удалось справиться, но это было последнее его сообщение. Вскоре связь с El Faro прервалась. На борту находилось 33 члена экипажа, среди них 28 американцев и 5 поляков. 2 октября судно было объявлено пропавшим без вести, начались поисковые работы. 31 октября El Faro был обнаружен затонувшим недалеко от побережья Багамских островов.

El Faro представлял собой смешанное ро-ро/ло-ло судно длиной 241 м, DWT=14.971, построенное в 1975 году. Его преклонный возраст стал одной из наиболее обсуждаемых тем на слушаниях. Моррель утверждает, что El Faro находился в хорошем состоянии – не худшем, чем любое из более новых судов компании. Но этим вопрос о состоянии судна в момент гибели не исчерпывается: как выяснилось, через месяц El Faro должен был отправиться в сухой док – предположительно, для профилактического ремонта двигателя и других видов обслуживания. Точная причина, по которой в его расписании появился визит в док, не разглашается. Не исключено, что это была какая-то неисправность.

Комиссия планирует выслушать ещё нескольких руководящих сотрудников TOTE Services, чтобы составить более полное представление о состоянии судна. Кроме того, будут заслушаны свидетельства моряков, работавших на El Faro в последние годы, а также экспертов и родственников 33-х погибших членов экипажа.

Национальное управление безопасности перевозок (NTSB) США сообщает, что в апреле этого года отправит к месту нахождения обломков судна ещё одну поисковую экспедицию. Спасатели снова попытаются найти регистратор данных рейса (VDR), который не удалось обнаружить во время осмотра затонувшего корпуса с помощью погружного устройства удалённого управления, оборудованного камерами. Поскольку корпус El Faro находится на глубине 4.500 м, дайверы не могут до него добраться, поэтому камеры – единственный способ обследования обломков.