Трагедия El Faro: капитан недооценил силу урагана

Затонувший El Faro
Фото: NTSB

Капитан затонувшего El Faro недооценил силу урагана, а судовладелец не обеспечил безопасность моряков. Опубликован отчет Береговой охраны США (USCG) о причинах крушения судна и гибели экипажа в октябре 2015 года.

В отчете о расследовании USCG сказано, что капитан не смог адекватно оценить погодные условия в районе следования судна между Флоридой и Пуэрто-Рико. Команда не располагала достаточными знаниями о судне и его системами безопасности судоходства, чтобы определить причины затопления, а также не имела необходимого оборудования для блокирования поступающей на судно забортной воды и ее откатывания за борт. Упоминаются в отчете и отсутствие эффективного обучения и тренировок членов экипажа, и недостаточный надзор со стороны компании-судовладельца Tote Maritime, береговой охраны и ABS. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что члены экипажа не были готовы к принятию правильных решений в экстремальной ситуации, что и привело к затоплению судна и гибели моряков.

csm flag

Ро-ро/ло-ло судно El Faro исчезло с радаров 1 октября 2015 года во время урагана «Хоакин» у берегов Багамских островов. Затонувшее судно было найдено в ходе поисковой операции 31 октября на глубине 4,5 тысячи метров. Все 33 члена экипажа (28 американцев и 5 поляков) погибли. Крушение El Faro стало одной из самых масштабных трагедий, случившихся с торговым судном под флагом США. Изучением обстоятельств произошедшего занимались Комиссия по расследованию морских происшествий (MBI) USCG и Национальное управление безопасности перевозок (NTSB). Ранее NTSB обнародовало расшифровку стенограммы переговоров, датированных днем гибели судна и экипажа.

Хроника трагедии

Груженый контейнерами и автомобилями El Faro покинул порт Джексонвилл (Флорида, США) 29 сентября 2015 года и взял курс на порт Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). В это время к востоку от Багамских островов сформировался ураган «Хоакин», который быстро набрал силу и стал перемещаться на юго-запад. El Faro несколько раз получил противоречивые сводки погоды, и капитан принял решение отклониться южнее от заданного курса, чтобы обойти эпицентр урагана. Путаница в сводках погоды, поступающих на судно с задержками, в итоге привела к тому, что El Faro вошел именно в тот район, где шторм усилился. Основная нагрузка (волны и ветер) пришлась на правый борт, судно получило крен.

Около 5:30 утра 1 октября 2015 года в одном из грузовых трюмов судна была обнаружена вода. В то же время механики El Faro пытались поддерживать скорость судна и старались устранить крен. В процессе маневрирования El Faro потерял управление и начал дрейфовать при ураганном ветре.

Согласно полученной позже расшифровке переговоров на мостике, в 7.07 капитан Майкл Дэвидсон связался с судовладельцем Tote Maritime и сообщил о критической ситуации. В 7.15 береговая охрана получила сигнал бедствия, в 7.27 была объявлена общесудовая тревога, в 7.29 капитан сообщил, что судно получило крен в 15 градусов, и контейнеры с борта падают в воду. В это же время капитан отдал экипажу команду покинуть судно, в 7.39 запись оборвалась, судно исчезло с экранов радаров. В процессе расследования было установлено, что капитан в этот момент все еще находился на мостике.

После получения сигнала бедствия в район, откуда капитан выходил на связь в последний раз, был направлен вертолет Национальной гвардии США. Когда ураган утих, USCG при поддержке коммерческих структур, нанятых судовладельцем, начала спасательную операцию. Практически сразу были обнаружены обломки судна и один погибший член экипажа. Масштабная поисковая операция началась 2 октября 2015 года. Останки судна были обнаружены спустя месяц поисковой командой буксирного корабля военно-морского флота США Apache. Через несколько месяцев, в апреле 2016 года, в 41 миле к северо-востоку от островов Аклинс и Крукед-Айленд, относящихся к Багамским островам, был найден регистратор данных (VDR) с борта El Faro.

Вероятные причины трагедии

В отчете USCG сказано, что судовладелец Tote Maritime не предоставил экипажу приборы и протоколы для точных наблюдений за погодой. По этой причине капитан и команда не смогли адекватно оценить ситуацию и сообщить о погодных условиях. После того как стало очевидно, что в трюмы проникает забортная вода, капитан не смог распознать масштаб угрозы и не предпринял надлежащих действий, соизмеримых со сложившимися погодными условиями. В частности, не предупредил экипаж и не начал подготовку к эвакуации. А когда капитан принял решение покинуть судно (это произошло примерно за 10 минут до того, как судно затонуло), он не передал повторное сообщение на берег. Это ввело Береговую охрану в заблуждение относительно действий экипажа и задержало старт поисково-спасательной операции.

Отмечается в отчете и тот факт, что в ходе ремонта судна в 2005-2006 годах, бортовые балластные танки были преобразованы в фиксированные, что ограничило возможности по улучшению остойчивости судна в условиях сильного шторма или затопления. Хотя открытые спасательные шлюпки El Faro соответствовали существующим стандартам (SOLAS 60), в сложившихся условиях команда просто не смогла бы ими воспользоваться.

По результатам проведенного расследования USCG сделала ряд рекомендаций, включая необходимость пересмотреть ряд нормативных документов, регламентирующих положения о безопасности на судах.

Ро-ро/ло-ло судно El Faro, DWT=14.971, было построено в 1975 году и ходило под флагом США. Стоит отметить, что во время третьего этапа слушаний по делу El Faro в феврале 2017 года сотрудники USCG, которые проводили расследование, дали высокую оценку действиям капитана Майкла Дэвидсона. Предварительные выводы, сделанные на основании расшифровки аудиозаписи, сводились к тому, что действия капитана были верными.