El Faro: кто виноват?

0
25
Затонувший El Faro
Фото: NTSB

13 декабря 2017 года Национальное управление безопасности перевозок (NTSB) США опубликовало свои выводы о трагедии судна El Faro, в результате которой погибло 33 члена экипажа. По итогам проведенного расследования NTSB выпустило 53 рекомендации для моряков, синоптиков, судовладельцев и инспекторов по безопасности на море.

В отчете NTSB говорится, что экипаж подвела слабо поставленная корпоративная культура безопасности мореплавания компании-судовладельца TOTE Maritime, Inc., в том числе отсутствие подготовки сотрудников к работе в тяжелых погодных условиях. Следователь NTSB Майк Кухарски на заседании совета NTSB в Вашингтоне, округ Колумбия, отметил: забортная вода начала поступать во внутренние помещения через открытый люк, что привело к возникновению крена и прекращению поступления масла в главный двигатель. Как только судно потеряло мощность главного двигателя, оно оказалось во власти стихии.

В заявлении экспертов также говорится, что капитан El Faro не увел судно от эпицентра урагана Хоакин. Капитану Майклу Дэвидсону также ставят в вину то, что он ориентировался на систему прогнозирования погоды, обновляющуюся один раз в час, тогда как мог использовать онлайн-обновления от Национального центра ураганов. Следователи NTSB полагают, что капитан не разобрался в ситуации, не понял, что данные о погоде поступают с серьезной задержкой, и именно поэтому вместо того, чтобы обойти ураган, направил судно прямо в его эпицентр. «Несмотря на то, что на судне была доступна самая свежая информация о погоде, капитан не использовал актуальные данные о погоде для принятия решений», – прокомментировал действия капитана следователь Кухарски.

Кроме того, в документе упоминается критическое состояние судна из-за его почтенного возраста и устаревшая конструкция спасательных шлюпок. Координаты, которые передавал старый аварийный радиомаяк судна, не интегрировались в систему GPS, что значительно затрудняло поиск судна при проведении поисково-спасательной операции.

Измеритель скорости ветра El Faro (анемометр) был неисправен, а 40-летние спасательные шлюпки не спасли бы экипаж, даже если бы их удалось спустить на воду. Не факт, что в закрытых шлюпках современного образца морякам удалось бы спастись, но следователь по безопасности NTSB Джон Фурукава считает, что это могло помочь членам экипажа сражаться за свою жизнь.

NTSB указало на несовершенство системы инспекции судов, в результате которой сегодня продолжают эксплуатироваться старые суда, находящиеся еще в более печальном состоянии, чем затонувшее El Faro. Ларри Бреннан, профессор морского права в юридической школе Фордхэма и капитан ВМС США в отставке, сказал, что NTSB были освещены основные проблемы безопасности во всей судоходной отрасли, включая береговую охрану и так называемые «классификационные общества», такие как Американское бюро судоходства (ABS), которые отвечают за проверку безопасности судов. «El Faro было изношенным старым судном, которое пострадало от урагана в значительной степени из-за множества неприемлемых факторов, включая неумелое руководство, неверные решения капитана, безответственность ABS и судовладельца, а также неадекватные принципы проведения проверок Береговой охраной США», – заявил он.

NTSB не только рекомендует эксплуатировать на торговых судах только спасательные шлюпки с закрытым верхом, но и ввести практику персональных маячков для всех членов экипажа, чтобы моряков было легче обнаружить при возникновении чрезвычайной ситуации. NTSB рассчитывает, что выпущенные им рекомендации примут к сведению все, кто имеет отношение к судоходству и безопасности на море. «Я надеюсь, что эта трагедия в море может служить ориентиром для пересмотра и усовершенствования принципов обеспечения безопасности морских перевозок», – сказал председатель правления NTSB Роберт Сумвальт. В ответном заявлении компании TOTE сказано, что они намерены тщательно изучить отчеты о расследовании NTSB и Береговой охраны. «Мы намерены сделать соответствующие выводы из этой трагедии и полученных результатов расследования, чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций в будущем», – заявил представитель компании Даррелл Уилсон.

Ро-ро/ло-ло судно El Faro, DWT=14.971, было построено в 1975 году и ходило под флагом США. El Faro исчезло с радаров 1 октября 2015 года, когда во время перехода из Джексонвилля (Флорида, США) в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) попало в эпицентр урагана Хоакин у берегов Багамских островов. Затонувшее судно было найдено в ходе поисковой операции 31 октября 2015 года на глубине 4,5 тысячи метров. Все 33 члена экипажа (28 американцев и 5 поляков) погибли. Крушение El Faro стало одной из самых масштабных трагедий, случившихся с торговым судном под флагом США. NTSB занималось расшифровкой данных регистратора, поднятого в апреле 2016 года, в 41 морской миле к северо-востоку от островов Аклинс и Крукед-Айленд, относящихся к Багамским островам. Устройство содержало 26 часов данных, включая переговоры членов экипажа на мостике.