Руководящие указания по требованиям конвенции ПДНВ

(Циркулярное письмо STCW.7/Circ.24/Rev.1 от 16.06.2017)

Симулятор мостика
Фото: Nauticexpo

Подкомитет по человеческому фактору, подготовке кадров и несению вахты Международной морской организации (ИМО) на своей четвертой сессии (30 января — 3 февраля 2017 года) отметил настоятельную необходимость в некоторых разъяснениях по осуществлению Манильских поправок 2010 года к Международной конвенции ПДНВ относительно:

  • статуса модельных курсов ИМО;
  • обучения по использованию электронных картографических и информационных систем (ECDIS);
  • обязательности новых сертификатов, предусмотренных Манильскими поправками к Международной конвенции ПДНВ.
csm flag

В соответствии с этим решением сторонам Международной конвенции ПДНВ направлено циркулярное письмо STCW.7/Circ.24/Rev.1 от 16.06.2017, которое отменяет предыдущие циркулярные письма MSC.1 / Circ.1030 и MSC.1 / Circ.1032.

В новом циркулярном письме отмечается в частности следующее.

1. Хотя модельные курсы ИМО могут помочь в разработке учебных программ, они не являются обязательными, и администрациям не требуется использовать их при подготовке и утверждении учебных курсов для достижения целей Кодекса ПДНВ.

Легализация/подтверждение модельного курса ИМО означает, что не было найдено никаких оснований возражать против его содержания, и не означает, что это официальное толкование Конвенции или утверждение курса со стороны ИМО, как юридического органа.

Соответственно сертификаты о подготовке моряков в соответствии с Конвенцией ПДНВ не должны содержать ссылку на модельные курсы ИМО.

Данному разъяснению предшествовали многочисленные выступления представителей морской общественности, которые отмечали, что одобренные ИМО модельные курсы не учитывают «входную» подготовку моряков, в том числе обязательную по национальным требованиям для различных образовательно-квалификационных уровней, разработаны с предположением, что моряк не проходит никаких других смежных подготовок и излишне заорганизовывают учебный процесс. Разъяснение имеет принципиальное значение и для Украины, так как в действующих требованиях к тренажёрному и другому оборудованию, предназначенному для подготовки и проверки знаний командного состава и судовой команды, утверждённых приказом Мининфраструктуры Украины 07.10.2014, № 491 (фактически требования регулируют и учебный процесс), модельные курсы ИМО определены как обязательные при подготовке моряков.

2. Если требуемое Кодексом ПДНВ обучение по ECDIS не пройдено, то в сертификате (дипломе) об обучении и подтверждении, выданных моряку, должно быть включено соответствующее ограничение. Если такое ограничение не указано, то сертификат об обучении и подтверждение являются свидетельством успешного завершения необходимого утверждённого обучения и обеспечения уровня компетентности. Причём при обучении по ECDIS не требуется никакая привязка к конкретному типу оборудования. Обучение должно обеспечить навыки для базовой эксплуатации всех видов оборудования. Ознакомление с конкретным типом оборудования, установленным на судне, лежит в сфере ответственности судоходной компании.

Это разъяснение подтверждает правильность принятого решения об отмене отдельного сертификата по ECDIS на уровне эксплуатации в соответствии с приказом Мининфраструктуры от 01.02.2016, № 39, которым внесены изменения в Положение о званиях лиц командного состава морских судов и порядок их присвоения.

Также это разъяснение принципиально и в более широком плане в связи с дискуссией, надо ли подтверждать отдельными сертификатами компетентность моряков по каждой выполняемой функции или подфункции, предусмотренной Кодексом ПДНВ. Например, для судоводителей уровня эксплуатации, надо ли оформлять отдельные сертификаты по функциям/подфункциям: использование радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки; надзор за размещением грузов и т.д. Судя по разъяснению, подтверждать компетентность не обязательно раздельными сертификатами. Можно руководствоваться принципом «отклонения от нормы» и, в случае, если, моряк не прошёл какую-нибудь подготовку, —  вносить соответствующее ограничение в подтверждение к диплому.

Ректор ИПО МРТ, докт. техн. наук, профессор С.И. Горб
Ректор ИПО МРТ, докт. техн. наук, профессор С.И. Горб

3. Имели место случаи, когда инспекторами контроля судов государством порта было допущено неправильное толкование Правил II/5 (able seafarer deck), III/5 (able seafarer engine), III/6 (electro-technical officers) и III/7 (electro-technical ratings) Приложения к Конвенции ПДНВ. В частности инспекторы потребовали предоставить соответствующие сертификаты от персонала, который не включён в Свидетельство о минимальном безопасном экипаже судна. В связи с этим сделано напоминание, что в соответствии с пунктом 2.1 Добавления 11 к Процедурам контроля судов государством порта 2011 года (резолюция A.1052 (27)) «Если судно укомплектовано экипажем в соответствии с документом о минимальном безопасном экипаже судна или эквивалентным документом, выданным государством флага, инспектор контроля судов государством порта должен признать, что судно безопасно укомплектовано экипажем …».

Это разъяснение означает, что инспекторы контроля судов государством порта вправе проверить наличие сертификатов, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, только у членов экипажа судна, должности которых приведены в Свидетельстве о минимальном безопасном экипаже судна. Также следует учитывать, что к вахте могут привлекаться только члены экипажа, имеющие соответствующие сертификаты. Поэтому инспекторы контроля судов государством порта вправе проверить наличие сертификатов у членов экипажа, несущих вахту, независимо от того, включены ли их должности в Свидетельство о минимальном безопасном экипаже судна.

Автор статьи: Ректор ИПО МРТ, докт. техн. наук, профессор  С.И. Горб