Пожар на танкерах: поиск погибших прекращен

0
165

Операция по поиску моряков с танкеров Maestro и Candy, которые продолжают гореть в районе Керченском пролива, прекращена. Спасти удалось 12 членов экипажа обоих судов. Шансов найти остальных живыми, по мнению специалистов, уже нет.

Поисково-спасательная операция в нейтральных водах в районе Керченского пролива началась 21 января 2019 года, сразу же после того, как суда загорелись. Напомним, возгорание произошло в то время, когда оба судна стояли на якоре и осуществляли перевалку грузы – сжиженного природного газа – методом ship to ship transfers. Во время перевалки на одном из судов раздался хлопок, после чего на борту начался пожар; очень скоро огонь перекинулся на соседний танкер. По состоянию на утро 22 января спасательная операция была прекращена, и специалисты продолжили поиски тел погибших. Поисковые работы были официально свернуты утром 25 января. К тому моменту в числе спасенных было 12 моряков с танкеров Maestro и Candy, все они находились в больнице города Керчь (оккупированная территория Украины). По данным на утро 27 января танкеры продолжали гореть. Ранее появилась информация о том, что суда дрейфуют в сторону крымского побережья, угрожая целостности незаконно построенного моста через Керченский пролив. Однако при помощи спасательных судов и буксиров дрейф был прекращен.

По уточненным данным, на борту танкера Maestro был экипаж из 15-ти человек, граждан Турции и Индии; на борту танкера Candy было 17 моряков: 8 граждан Индии и 9 граждан Турции. Из 12-ти моряков, доставленных в отделение травматологии керченской городской больницы №1, девять пострадали в легкой форме и скоро были выписаны. Еще троим, учитывая состояние их здоровья, было предложено продолжить лечение, однако моряки отказались и изъявили желание вернуться домой. После обследования и оказания необходимой помощи состояние всех 12-ти  моряков врачи оценили как удовлетворительное. В прессе отмечалось тяжелое психоэмоциональное состояние пострадавших: по данным журналистов, спасенных моряков переправляли на берег тем же судном, которое перевозило уже найденные на тот момент тела их погибших товарищей. В связи с этим к переохлаждению, ушибам и растяжениям, полученным моряками, добавился дополнительный стресс.

За четверо суток в ходе поисково-спасательной операции авиация исследовала примерно 4.200 кв. миль акватории в районе катастрофы; морские спасательные суда обследовали около 630 кв. миль территории. Проходящим в районе бедствия судам отдано распоряжение обращать внимание на обстановку – возможно, здесь еще будут найдены тела погибших моряков.

Спустя несколько дней после аварии в СМИ появились первые сообщения о том, что возгорание на борту одного из судов было вызвано искрой от двигателя насоса, использовавшегося для перекачки газа. Специалисты отмечают, что из-за риска скопления газов в танках на палубе таких судов устанавливают так называемые «искробезопасные», или «неискрящие» насосы. Маловероятно, что работа такого насоса может привести к образованию искры. Высказывают также предположения, что взрыв на судне, перевозящем сжиженный нефтяной или сжиженный природный газ, может случиться и в отсутствие искры. К трагедии может привести нарушение правил техники безопасности при транспортировке и перевалке легковоспламеняющихся грузов. В любом случае, для того чтобы делать какие-то выводы, необходимо дождаться официальных итогов уже начатого расследования.

Танкеры Maestro и Candy находятся в санкционном «сирийском» списке США и украинском «черном списке» по Крыму. Суда перевозили сжиженный газ и ранее были замечены в незаконных его поставках в Сирию, вследствие чего и попали под санкции США. С большой вероятностью газ, который перевозили Maestro и Candy, был нелегально добыт на шельфе у побережья временно оккупированной территории Украины (АР Крым). Стоит отметить, что оба судна нарушали законодательство Украины в части пересечения государственной границы, регулярно совершая судозаходы в Крым. Напомним: с июля 2014 года правительство Украины официально прекратило работу портов аннексированного полуострова, и с тех пор гавани Крыма закрыты для международного судоходства.

Танкер Maestro, DWT=4.811, построен в 1990 году, ходит под флагом Танзании. Танкер Candy, DWT=4.444, построен в 1992 году, ходит под флагом Танзании.  Михаил Войтенко предполагает, что оба судна принадлежат одному владельцу: они зарегистрированы на разные оффшорные компании, обе расположены в Ангилье.