Украинский экипаж спасён с острова Самха

0
446

18 августа экипаж балкера Focomar был спасен с маленького острова Самха, Йемен, куда он эвакуировался со своего судна несколькими днями ранее. Из 24 членов экипажа 15 являются гражданами Украины, шестеро – Филиппин, двое – Греции, а капитан – гражданин России.

Балкер Focomar, шедший под панамским флагом, 17 июля этого года вышел из Аль-Адабии, Египет, и с грузом удобрений направился в Китай, где планировал стать на ремонт. 7 августа на балкере произошла серьёзная поломка – отказали все генераторы. Судно лишилось электричества и потеряло возможность маневрировать, справляясь с волнами. Поскольку на море бушевал шторм в восемь баллов, риск, что балкер перевернётся и затонет, был очень велик. Был подан сигнал бедствия. Экипаж покинул судно в спасательной шлюпке и добрался до острова Самха.

На острове моряки провели десять дней, почти без воды и еды. Пресную воду в небольшом количестве можно было найти в горах. Местное население постаралось помочь с едой, но в силу крайней нищеты не смогло оказать большого гостеприимства.

Эвакуировать экипажа Focomar с острова 10 августа попытался японский корабль, базирующийся в Бахрейне, Йемен, но попытка не увенчалась успехом в связи с плохими погодными условиями. 11 августа этот же корабль предпринял вторую попытку – опять неудачную.

Сигнал бедствия был также получен совместным военным флотом Евросоюза. Под руководством Центра координации спасения на море, итальянский военный корабль Libeccio на полном ходу был отправлен к бедствующим морякам, чтобы доставить им воду и еду, но военным из Европы тоже помешала погода.

Наконец, утром 18 августа пассажирский шаттл Aladin, под флагом Джибути, сумел подойти к острову. «Погода была ужасная, – сообщает источник на борту судна, назвавший себя Lireon. – Волны в четыре-пять метров и ветер 20 м/с. Это очень сложные условия для нашего судна. Мы сами чуть не пошли ко дну».

Тем не менее, с большим риском для себя Aladin принял на борт экипаж Focomar. «Некоторые крестились и молились, когда попали к нам на борт», – сообщает тот же источник. Раненых среди экипажа балкера не обнаружилось. Несмотря на физическое истощение и сильный стресс, моряки постепенно приходят в себя и связываются с семьями. Aladin держит курс на Джибути.

Судовладельцем Focomar является компания Ramona Navigation, а менеджером – Rigel Shipmanagement LTD-MAI. Нельзя сказать, что владелец и менеджер образцово заботились о судне и команде. Моряки жалуются, что судовладелец экономил на всём – в первую очередь, на обеспечении экипажа. Пострадавшие намерены добиваться выплаты зарплаты и компенсации морального и физического ущерба. Некоторые из них были вынуждены покинуть балкер без личных вещей и документов, поэтому настроены решительно.

Правдивость слов экипажа Focomar подтверждает инспекция Парижского меморандума, посетившая судно 28 февраля этого года. Проверка выявила 10 несоответствий, 4 из них были прямыми нарушениями Международной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC). В частности, была отмечена слабость охраны здоровья и медицинского обеспечения экипажа, недостаточность социальных гарантий и явная нехватка провизии.

Однако судовладелец не несёт ответственность за поломку судна, если она вызвана каким-либо производственным дефектом. Focomar был спущен на воду на китайской верфи STX (Dalian) Shipbuilding – Wafangdian LN в 2011 году. Отказ генераторов и полное обесточивание на относительно новом судне может быть свидетельством брака. Случай с Focomar напоминает, что суда китайской постройки пользуются плохой репутацией у моряков. Тем не менее, балкер пережил шторм. Он был найден и взят на буксир судном Mubarak Challenger из ОАЭ. Сейчас оба судна на подходе в Фуджейру.

Кто и насколько виноват в случившемся – экипаж Focomar, его судовладелец или судостроительная компания – выяснится в ходе предстоящего разбирательства.