Иностранный флот в Одессе

Погрузка австрийского парохода в одесском порту
Погрузка австрийского парохода в одесском порту

В 1902-1905 гг. средний грузооборот иностранной торговли, проходившей через одесский порт, составлял около 2,4 миллиона тонн в год. При этом более половины перевезенных грузов приходилось на долю флота иностранных судовладельцев. Еще в первые годы основания молодого города Одессы в его гавани затрепетали флаги многих морских стран. Суда из Турции и Италии, Греции и Англии, Австрии и Америки стали постоянными перевозчиками грузов для одесского порта. К середине XIX столетия уже тысячи морских и речных судов ошвартовывались у его причалов. Как крупные, так и мелкие судовладельцы имели своих агентов в Одессе, что способствовало лучшей загрузке судов в нужных направлениях.

В 1846-1856 гг. управляющим местной конторы частной компании Константинопольского пароходства служил одесский старожил Иван Вилькинс. Он прибыл в Одессу из Англии еще в 1908 году и занимал здесь должность консула Норвегии и Швеции. Некоторые английские пароходы пользовались услугами коммерческой конторы «Горни и Ко.», располагавшейся в доме Попандопуло на Почтовой улице (ныне Жуковского), другие доверяли свои грузы морскому маклеру Джону Гунту, державшему свое агенство в доме Рено. Нужно отметить, что после завершения Крымской войны 1853-1856 гг. именно английские суда в большей степени стали посещать Одессу. Винтовой пароход «Вальдеспан» (шкипер Иосса), «Тасмения» (шкипер Александр Скот), «Бренда», двухтрубный пароход «Дамаскус» (шкипер Джон Булл) грузоподъемностью 1.213 т, вошедший позже в Cunard Line, а 1881 году проданный в Италию, где получил новое имя Genova – вот лишь несколько английских судов, часто швартовавшихся у причалов одесского порта.

Реклама пароходства «Германский Ллойд»
csm flag

В последней четверти XIX столетия в Одессе действовало крупное агентство «Джон Сван» с конторой на Дерибасовской улице. Через своих агентов оно представляло интересы многих английских судовладельцев и организовывало перевозку грузов первоклассными пароходами между Лондоном, Роттердамом, Антверпеном, Марселем и Одессой. Не менее серьезным пароходным агентом в Одессе была контора «Макъ-Наббъ, Ружжие и Ко.». Находилась она на Ланжероновской улице сначала в доме №6, а затем в №2, и ее услугами, к примеру, пользовалось пароходство «Северо-Германский Ллойд». Пассажирские суда этой немецкой компании «Терапия», «Скутари» и «Стамбул» с комфортом доставляли пассажиров во многие средиземноморские порты, а грузовые суда Aegina и другие, работавшие на Германско-Левантской линии, регулярно делали заходы в одесский порт.

Другой немецкий судовладелец, «Пароходная линия Дикмана на Амуре», отправляя свой первоклассный пароход Baumwall из Гамбурга во Владивосток, промежуточным портом для доставки попутных грузов выбрал Одессу, где его интересы представлял агент Герман Гельбинг со своей конторой на Почтовой улице в доме Карузы.

Ежегодные рейсы из Одессы во Владивосток устраивал и американский предприниматель Инок Эмери, пользовавшийся в Одессе услугами Торгового дома «Вильям Джекобс, Овен и Ко.». Торговый дом был надежным партнером и нескольких английских пароходных обществ: «Thos. Wilson, Sons & Co, Ltd., Hull», «Dundee Loch Line Steamship Co, Ltd» и др.

Реклама пароходства «Австрийский Ллойд»
Реклама пароходства «Австрийский Ллойд»

Из более крупных пароходных обществ, флот которых регулярно наведывался в Одессу, можно назвать «Австрийский Ллойд» и «Первую Дунайскую судоходную компанию». Как это ни покажется странным, но в конце XIX века флот Австро-Венгрии по тоннажу занимал в Европе шестое место после Великобритании, Германии, Франции, Италии и России. «Австрийский Ллойд» в 1894 году насчитывал в своем распоряжении 74 парохода, которые имели крупный тоннаж для доставки различных грузов и комфортабельные условия для перевозки пассажиров. Пароходство управлялось из штаб-квартиры в городе Триесте, а в Одессе имело свою собственную агентскую контору на Ланжероновской улице в доме №5, а в начале прошлого столетия – на Дерибасовской, в доме Сан-Лоренцо, №1.

На линии Одесса-Константинополь-Триест-Венеция и обратно курсировали современные комфортабельные суда. В частности, с 1897 года в одесский порт стал заходить новый пароход «Австрийского Ллойда» – «Клеопатра», который поражал пассажиров роскошной внутренней отделкой в египетском стиле. Для 80 пассажиров 1-го класса предназначалось 40 удобных кают, и еще 10 – для 40 пассажиров 2-го класса. В 3-м классе помещались 200, а на палубе могли разместиться еще 1.000 пассажиров. Пароход был оснащен паровой машиной тройного расширения мощностью 4.500 инд. сил, что позволяло ему развивать скорость от 15 до 17 узлов. Расход угля для пяти котлов с 20-ю топками составлял 80 т в сутки. На «Клеопатре» всюду было проведено электрическое освещение и вентиляция. Для обеспечения безопасности судно имело двойное дно и закрывающиеся герметические перегородки. Строительство современного судна обошлось «Австрийскому Ллойду» в сумму более одного миллиона флоринов.

Пароход «Клеопатра»
Пароход «Клеопатра»

Созданная в 1829 году «Первая Дунайская судоходная компания» к 1880 году стала самым крупным в Европе речным пароходством с флотом, насчитывающим 201 пароход и 700 барж. Первое австрийское судно «Меттерних» (шкипер Н. Басси) отправилось из румынского порта Галац в Одессу 19 мая 1856 года. Вскоре к нему присоединился пароход «Сулина» (шкипер Л. Лазарич), после чего рейсы на этой линии стали регулярными. Первое время судоходная компания пользовалась в Одессе услугами коммерческой конторы «Горни и Ко.», а позже открыла свое представительство на Еврейской улице в доме №9. С учреждением в Одессе «Черноморско-Дунайского пароходства» «Первая Дунайская судоходная компания» встретила в его лице сильного конкурента, но количество рейсов своих судов не сократила. На линию Одесса-Галац в 1887 году были поставлены пароходы «Медея Д» и «Язон».

Свой бизнес имела в Одессе и крупная французская судоходная компания «Compagnie des Messageries Maritimes». В 1851 году транспортная компания Messageries Nationales подписала договор с французским правительством, согласно которому взяла на себя обслуживание морских перевозок на трех Средиземноморских линиях. Во второй половине XIX столетия суда компании были достаточно редкими гостями одесского порта. Памятен остался заход парохода Cambodge (2.598 рег. т) в 1882 году, когда в 28-й день мая, накануне отхода в Константинополь, возник пожар. Возгорание пеньки в среднем трюме сначала пытались потушить собственными силами, но справиться с пожаром удалось лишь спустя 10 часов, совместными усилиями с городской пожарной командой.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

К концу столетия «Messageries Maritimes» открыла регулярные срочные почтово-товарно-пассажирские рейсы между Лондоном, Гавром, Марселем, восточными портами и Одессой. Линию обслуживали около двух десятков судов пароходной компании водоизмещением от 1800 до 4000 рег. тонн. Агентом «Messageries Maritimes» в Одессе был Торговый дом Р. Мунц, располагавшийся на Ланжероновской улице №3 и являющийся также агентом Королевского Нидерландского пароходного общества (рейсы между Амстердамом, Роттердамом и Одессой) и «Westcot & Laurance».

Запомнилась пароходная компания «Messageries Maritimes» еще и тем, что в рекламных целях выпускала открытки с видами различных городов, куда заходили ее суда. Одессе тоже повезло в этом плане: в начале прошедшего века были выпущены девять открыток с видами Одессы и порта.