Греция: 55 миллионов долларов за подъем затонувшего круизного лайнера Sea Diamond

0
350

Управление государственными портами Греции (PPA) 8 ноября объявило тендер на выполнение работ по ликвидации последствий крушения круизного судна Sea Diamond, затонувшего у острова Санторини в Эгейском море 5 апреля 2007 года. На эти цели планируется выделить 50 миллионов евро. Заявки на участие в тендере принимаются до 9 декабря.

Круизный лайнер Sea Diamond вот уже 12 лет остается объектом споров и многочисленных судебных разбирательств. Поднять лайнер со дня Эгейского моря пытались неоднократно. Впервые тендер на проведение таких работ был объявлен правительством Греции еще в 2008 году, последний раз – в 2017, однако желающих  участвовать в нем так и не нашлось. Это объяснялось недостаточным финансированием, а также сложностью поставленной задачи, ведь на момент аварии в задраенных баках Sea Diamond находилось порядка 400 тонн мазута, 100 тонн смазочных материалов и 50 тонн гидравлических жидкостей.

В этот раз все может сложиться иначе. Управление государственными портами Греции (PPA) 8 ноября объявило новый тендер. Работы оцениваются в 50 миллионов евро (55 миллионов долларов). К активным действиям PPA подтолкнули суды. Так, в прошлом месяце Верховный административный суд Греции постановил, что центральные правительственные органы государства не выполнили свои обязательства по устранению последствий крушения лайнера. Однако жители Санторини, которые добивались от правительства активных действий на протяжении всех 12 лет, по-прежнему настроены скептически.

В успешном проведении тендера сомневаются и некоторые высокопоставленные греческие чиновники. Так, представитель избирательного комитета Лукас Лигнос, комментируя ситуацию, заявил: «Остается вопрос, кто в конечном итоге оплатит счет».  По его словам, в тендере, объявленном PPA без предварительной консультации с министерством судоходства Греции, предусмотрено, что расходы будут покрыты компанией Elona Maritime Co Ltd, являющейся владельцем судна. Однако владелец заявляет, что выполнил решения судов, а также многочисленные административные распоряжения, в соответствии с которыми на компанию и некоторых ее сотрудников были наложены денежные штрафы. Таким образом, Elona Maritime Co Ltd понесла все предусмотренные законодательством наказания, считают в компании. К тому же компания финансирует научно-исследовательский институт, в обязанности которого входит проведение ежегодного мониторинга состояния морской воды в районе крушения лайнера.

Являясь туристической жемчужиной и археологической гордостью Греции, Санторини вот уже много лет остается одним из самых популярных курортов всего Средиземноморья, а на морских картах и в путеводителях он часто отмечен как остров Тира. Местные жители, хоть и удовлетворены тем, что их кампания по привлечению внимания к проблемам курорта начала приносить плоды, по-прежнему видят в Sea Diamond потенциальную угрозу. По мнению людей,  затонувший лайнер остается своеобразной бомбой замедленного действия, которая может сработать в момент разрушения судна, и тогда масштабной экологической катастрофы избежать будет невозможно.

В настоящий момент известно, что экологи фиксируют лишь незначительное превышение норм загрязнения воды вокруг острова, а PPA заявил в тендере, что состояние корпуса все еще позволяет поднять судно. Однако эксперты считают, что реальные затраты на подъем лайнера могут составить сотни миллионов долларов, а, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, экологические риски от операции перевесят все потенциальные выгоды. К тому же даже сторонники проведения тендера признают, что времени на составление технической документации и подачу заявки чиновники выделили слишком мало, а значит, желающих принять участие в конкурсе может просто не оказаться.

Напомним, круизный лайнер Sea Diamond навалился на вулканический риф недалеко от острова Санторини в Эгейском море 5 апреля 2007 года. Судно затонуло и сейчас лежит на склоне санторинской кальдеры — котлообразной впадины, образовавшейся вследствие провала вершины вулкана, взорвавшегося 3500 лет назад. Нос корабля находится на глубине около 100, а корма — на глубине 145 метров. В результате происшествия погибли два пассажира лайнера, которые были гражданами Франции. В 2014 году суд приговорил капитана судна к пяти годам тюремного заключения, которое он смог выкупить за 5 евро в день или 9 125 евро в целом. Руководителю береговых операций был назначен трехлетний условный срок, а первому помощнику капитана — 26-месячный условный срок.