Парадокс экономики: флот греческих компаний растёт, флот Греции уменьшается

Контейнеровоз под греческим флагом
Фото: Shortsea

Несмотря на кризис в судоходстве вообще и неопределённость налоговых перспектив в Греции в частности, греческие судовладельцы продолжают увеличивать свой флот. Недавно он преодолел рубеж в четыре тысячи судов. Сейчас греческие компании контролируют 15,8% мирового флота, если говорить о тоннаже.

Всего под управлением греческих судовладельцев сейчас находится 4.092 судна, общий дедвейт которых составляет 320,6 млн. тонн. Согласно ежегодному отчёту Комитета сотрудничества греческого судоходства (GSCC), который базируется в Лондоне, за 2015 год этот флот вырос на 35 судов, суммарный тоннаж которых составляет 6,1 млн. тонн.

csm flag

Данные Регистра Ллойда свидетельствуют, что по состоянию на 23 февраля этого года книга заказов греческих судовладельцев включала в себя 347 судов различных типов общим дедвейтом 36,5 млн. тонн. Это на 27 заказов меньше, чем было в этой же книге в предыдущем году. Видимо, Греция всё-таки несколько сбавила темпы пополнения флота, но ненамного.

Ситуация выглядит совсем иначе, если говорить не просто о судах, принадлежащих греческим компаниям, а о флоте, который ходит под национальным флагом. Ещё год назад этот флот насчитывал 809 судов, общий дедвейт которых составлял 79 млн. тонн. С тех пор он потерял 30 судов и 1,5 млн. тоннажа. Тем не менее, если говорить о тоннаже, то 25% судов греческих компаний всё ещё ходит под национальным флагом, утверждает GSCC.

Около 16% судов, принадлежащих греческим судовладельцам, ходит под флагом Мальты. Более 18% этого флота зарегистрировано в Либерии, ещё 17% – на Маршалловых островах. Флаг Кипра использует всего 6% флота – это составляет 258 судов, причём в 2015 году было зарегистрировано всего лишь пять из них. Похоже, массовый исход судовладельцев и судов из Греции на Кипр, который пророчили бизнес-аналитики, пока не состоялся.

Приём новых судов не даёт греческому флоту стареть – его средний возраст остаётся на отметке в 10 лет, что на 2,8 года меньше, чем средний возраст мирового флота.

Сейчас греческим компаниям принадлежит 717 танкеров для перевозки сырой нефти, включая 106 ещё не принятых с верфей, общим дедвейтом 115 млн. тонн. Это несколько больше, чем в прошлом году, когда компании владели 709 танкерами, суммарный тоннаж которых составлял 113,6 млн. тонн. Танкеров для перевозки нефтепродуктов и химических веществ насчитывается 572, в том числе 37 заказанных, общим дедвейтом 22,2 млн. тонн.

Греческим судовладельцам также принадлежит 1.844 сухогрузных судна, из которых 112 находятся в процессе постройки. Их общий дедвейт составляет 149,4 млн. тонн. Наблюдается уменьшение флота по сравнению с прошлым годом, когда он насчитывал 1.856 судов, но это связано преимущественно с отсутствием новых заказов, которых в марте прошлого года было 148.

Греческий флот насчитывает 218 танкеров для перевозки сжиженного газа – как природного (LNG), так и нефтяного (LPG). 54 из них ещё не приняты с верфей, причём книга заказов пополнилась 22 новыми позициями по сравнению с предыдущим годом.

Наконец, греческим судовладельцам принадлежит 364 контейнеровоза, из которых 32 находятся в процессе строительства. Тоннаж контейнерного флота превышает 22,7 млн. тонн. Это больше, чем год назад, когда судов было 347, заказов – 39, а тоннаж флота составлял 21 млн. тонн.