Ломать старое или не строить новое: утилизация балкеров как мера против роста мирового флота

Греция, Китай и Сингапур составили тройку лидеров по количеству отданных на слом балкеров. Утилизация старых судов будет приостановлена, как только позитивно скажется на рынке морских перевозок.

2
1616

В нынешнем году греческие компании лидируют по темпам избавления от старых судов, в первую очередь – балкеров. С начала года они отдали на слом 54 сухогруза, общим тоннажем 4.984.500 тонн, из которых 20 были типа Capesize (DWT>150.000), 18 – типа Handysize (DWT=15.000-35.000), и 16 – типа Panamax (DWT=60.000-100.000).

Греческие судовладельцы лидируют в этом рейтинге с большим отрывом. Одни только кейпсайзы, отданные греками на слом, имеют суммарный дедвейт 3.227.000 тонн. Причина, по которой старым кейпсайзам так не повезло, очевидна: если в прошлом году судно этого класса приносило владельцу $15.000 дохода в день, то в этом году приносит только $6.000. Отправленные на утилизацию кейпсайзы были спущены на воду между 1980 и 1997 годами. У Греции осталось ещё 21 судно того же типа и возраста.

На втором месте находится Китай, опережающий Грецию по количеству отправленных на слом балкеров – 71 судно, но отстающий по их общему тоннажу – 4.025.500 тонн. Среди уничтоженных китайских сухогрузов было всего 7 судов типа Capesize, зато 29 – типа Handysize, 17 – типа Handymax (DWT=35.000-60.000), 17 – типа Panamax и одно судно типа Postpanamax. В отличие от Греции, Китай свои кейпсайзы пожалел: на 7 утилизированных приходится 17 оставшихся судов того же возраста.

Сингапур с начала года отправил на утилизацию 11 балкеров общим тоннажем 1.460.000 тонн и занял таким образом третье место в списке. Среди отданных на слом сухогрузов было 7 судов типа Capesize, 3 – типа Handysize и одно судно типа Panamax.

В среднем, в каждом месяце этого года в мире было утилизировано балкеров на 3,3 млн. тонн. Согласно статистике Балтийского и международного морского совета (BIMCO), в первом полугодии был отдан на слом балкерный флот общим тоннажем 20 млн. тонн, что стало настоящим «бумом» в уничтожении старых судов. Видимо, крупнейшие морские державы решили принять меры против увеличения мощностей мирового флота, которое уже привело к падению фрахтовых тарифов. Ещё одной действенной мерой является отказ от строительства новых судов, но судовладельцы редко идут на это с охотой.

Впрочем, в BIMCO не думают, что год продолжится в том же духе. «Во втором полугодии спрос на морские перевозки должен возрасти, – уверяет Питер Сэнд, ведущий аналитик по судоходству. – Рынок немного оживится, и суда перестанут отправлять на слом целыми флотилиями».

2 КОММЕНТАРИИ