Историческое банкротство: как разорение Hanjin Shipping отразилось на мировом судоходстве

0
1610
Контейнеровоз Hanjin Shipping
Фото: Patrick T. Fallon

Суда южнокорейской компании Hanjin Shipping, находящиеся в море, получили приказ замедлить ход или лечь в дрейф, чтобы избежать ареста в портах. Многие порты мира сейчас отказываются работать с флотом Hanjin Shipping, недавно объявившей о банкротстве. Однако порты также неохотно берут суда компании под арест, поскольку это может блокировать грузовые операции. Судну Hanjin Shipping позволяют зайти в порт только после получения от банка гарантий, что портовые сборы будут уплачены. Так же поступают владельцы буксиров, работающих с компанией.

Если на терминалах есть контейнеры, которые ждут погрузки на суда Hanjin Shipping, то терминалы настаивают на уплате стивидорских сборов до погрузки. Владельцы грузовиков, которые перевозят контейнеры компании, требуют только наличного расчёта. Экспедиторские фирмы, заказавшие транспортировку в Hanjin Shipping, могут потерять уже уплаченный задаток и столкнуться с исками и жалобами со стороны грузоотправителей. На момент банкротства компании в процессе транспортировки находилось 540.000 её контейнеров.

Некоторые экспедиторы уже инициировали возврат контейнеров, которые планировали погрузить на суда Hanjin Shipping, и сейчас ищут другого перевозчика. Часть фирм прекратила заказывать места на контейнеровозах компании ещё несколько недель назад, когда появились первые слухи о банкротстве.

В британскую прессу просочилась информация, что Hanjin Shipping уже отзывает кредиты на страхование и фрахт, а также на перевозку франко-борт и теперь все перевозки будут осуществляться только за наличные средства.

Напоминаем, что в апреле этого года контейнерный перевозчик Hanjin Shipping из Южной Кореи инициировал реструктуризацию активов, чтобы избежать краха. Но в августе компании всё-таки пришлось признать себя банкротом. 31 августа она обратилась в Центральный окружной суд Сеула за защитой от кредиторов. Компания, которая считается десятым по величине контейнерным перевозчиком мира, перевозила до 3,7 млн. TEU в год. Её флот, состоящий примерно из 200 судов, включает в себя более 100 контейнеровозов, помимо балкеров и LNG-танкеров.

В целом банкротство Hanjin Shipping оценивается как самая серьёзная угроза логистической цепочке в судоходстве за последние годы. Из-за него могут разориться сотни компаний-посредников и провайдеров услуг в мире. Некоторые фирмы планируют прекратить сотрудничество не только с Hanjin Shipping, но и со всеми компаниями альянса CKYHE, в который она входит. И это несмотря на то, что другие члены альянса обещают не использовать для своих перевозок суда разорившегося партнёра. Помимо Hanjin Shipping в альянс входят компании Cosco Container Lines, «K» Line, Yang Ming Line и Evergreen Line.

В индустрии ожидают взлёта фрахтовых тарифов на линиях, соединяющих Азию с Европой и США, особенно позднее, когда объём перевозимых товаров увеличится в связи с наступающим Рождеством. Тарифы на доставку в США вырастут примерно на 27%, в Европу — на 47%. Сильнее всего банкротство Hanjin Shipping ударило по корейским производителям техники LG и Samsung, тысячи контейнеров которых застряли на терминалах и складах. Потребуется время, чтобы LG и Samsung, которые постоянно пользуются услугами Hanjin Shipping, нашли другого перевозчика для больших объёмов своей продукции.

Компания Hyundai Merchant Marine (HMM), другой южнокорейский контейнерный перевозчик, согласна выполнить часть контрактов Hanjin Shipping по «разумному тарифу» на определённых маршрутах. Но HMM входит в состав G6, другого альянса по разделению судов, поэтому на некоторых линиях возможности компании очень ограничены. Тем не менее, HMM уже готова разместить на тихоокеанских и евразийских маршрутах 13 дополнительных судов, часть из которых до этого была в отстое.

HMM также рассматривается как потенциальный покупатель активов Hanjin Shipping. Однако источники, близкие к компании, утверждают, что она пойдёт на слияние с Hanjin Shipping только под давлением правительства Южно Кореи.

Банкротство Hanjin Shipping стало самым громким разорением в истории контейнерного судоходства. Даже крах компании United States Lines (USL) в 1968 году не повлёк за собой таких масштабных последствий. Когда USL объявила о своей несостоятельности и обратилась в суд за защитой от кредиторов, то все порты, терминалы, экспедиторские фирмы, операторы фидеров и барж, провайдеры услуг и прочие партнёры USL немедленно наложили арест на те её контейнеры, которые в этот момент находились у них. Но большая часть грузов не принадлежала USL, поэтому в итоге их пришлось вернуть владельцам. Это повлекло за собой многомесячные задержки в доставке. Кроме того, многие грузоотправители были вынуждены оплатить транспортировку повторно.

* Франко-борт (англ. FOB — free on board) — условие поставки, означающее, что продавец
выполнил поставку,когда товар перешел через поручни судна в названном порту.