Пожар на одесском рейде

Одесский порт
Одесский порт

В вечерних сумерках 6 ноября 1919 года на большом рейде Одессы против брекватера бросил якорь большой пассажирский пароход. Это было французское судно «Dumont d’Urvill», ярким пятном своих огней выделявшееся на фоне темно-серого осеннего неба. На его борту находилось 1050 пассажиров, которые с нетерпением ожидали схода на берег. Однако судно в порт не пустила местная администрация в виду отсутствия там освещения.

Как известно, во время Первой мировой войны в рамках обмена между двумя союзниками по Антанте, на территорию Франции был послан большой экспедиционный корпус русской армии. После Февральской революции в России, ее экспедиционные войска в Европе были расформированы и воины, пожелавшие возвратиться на родину, были отправлены домой на пароходах французского правительства. Одна из таких групп находилась на пароходе «Dumont d’Urvill», и уставшие на чужбине воины с нетерпением ожидали утра, предвкушая свои первые шаги по родной земле.

csm flag

Однако в начале третьего часа ночи в помещении буфета, который был расположен под кают-компанией, в самой середине парохода, возник пожар. По другим сведениям, пожар начался в каюте, где содержались под стражей шесть коммунистов, арестованных еще в Константинополе. Тревожный пароходный гудок разнесся по всему рейду, а вслед за этим в воздух полетели сигнальные ракеты. Огромное огненное зарево озарило полнеба. Из-за того, что пожар разделил носовую и кормовую часть парохода, экипаж судна не в силах был собственными средствами справиться с огненной стихией.

С первыми сигналами тревоги из порта поспешила помощь – снаряженные портовыми властями катера и небольшие суда, стоявшие под парами, направились на рейд. На причал в срочном порядке прибыли кареты скорой помощи и пожарная команда Бульварного участка. Приблизившись к горящему судну катера, опасаясь взрывов, не решались подходить непосредственно к борту. Первым к корме «Dumont d’Urvill» подошел пароход «София», принадлежащий судовладельцу Юрно. На его борту находился начальник Одесского порта В.А. Пини, который возглавил спасательную операцию. Увидев удачный маневр «Софии», остальные катера тоже осмелели. Перво-наперво приступили к эвакуации столпившихся на корме людей. Аналогично с бака снимали солдат на пароход «Георгий», на борту которого находился комендант порта Дмитриев. Многих пострадавших с борта судна, а также из воды приняли пароходы «Друг», «Елена», «Воробей» и «Леля».

Andre Chenier ex Dumont D’Urvill
Andre Chenier ex Dumont D’Urvill

Все спасательные шлюпки «Dumont d’Urvill» были спущены на воду и доставили многих пострадавших в порт. Правда, в течение следующих двух недель капитан «Dumont d’Urvill» разыскивал свои шлюпки в акватории одесского порта. После того, как все репатрианты были сняты с борта, начальник порта принял решение завести объятое пламенем судно на буксирах в Карантинную гавань. Однако возникла проблема с якорем, который невозможно было выбрать из-за отсутствия пара на носовом брашпиле. Тогда, в короткий срок бригада, возглавляемая надзирателем порта Г.П. Друзяк, отклепала якорный канат. В 10 часов утра продолжавший пылать «Dumont d’Urvill» был заведен внутрь порта. При этом всю ночь у борта парохода находились два французских миноносца и английский контр-миноносец №6, с которых непрерывно подавалась вода для тушения пожара. Лишь к трем часам дня пожар был окончательно погашен. К сожалению, не удалось избежать жертв – во время пожара погибло около 200 человек. Все помещения средней надстройки практически выгорели.

Грузо-пассажирский пароход «Dumont d’Urvill» был построен в 1899 году для компании W. Lund & Sons с названием «Wilcannia». Небольшое судно регистровой вместимостью 5145 тонн имело вполне приспособленные каюты для перевозки 50 пассажиров. Теперь можно представить, как 1050 российских репатриантов в 1919 году могли разместиться на его борту – их транспортировали в грузовых трюмах как животных. Но, вернемся к «Wilcannia», которая эксплуатировалась в 1914 году в Австралийском регионе. В том же году судно было куплено японской компанией и переименовано в «Shinkoku Maru», а в 1917 году его приобрело Французское правительство и судно получило имя «Dumont d’Urvill». В этот период была осуществлена модернизация его надстройки, после чего в каютах парохода могли разместиться уже 74 пассажира. В 1919 году «Dumont d’Urvill» приобрела известная во всем мире французская компания «Messageries Maritimes», которая привлекла ряд своих пароходов к перевозке российских солдат из Франции на родину.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

После серьезного пожара на одесском рейде пароход «Dumont d’Urvill» был полностью выведен из строя. На этом одесская страница в его история могла бы и закончиться, однако за довольно короткое время мореходные способности судна были восстановлены с помощью одесских специалистов и «Dumont d’Urvill» мог самостоятельно выходить в море. Вот тут-то и подвернулась возможность вновь взять на борт российских граждан, но теперь предстояло перевезти их в обратном направлении – из еще белогвардейской Одессы в Европу.

Таким образом, одним из первых пароходов, взявших в январе 1920 года на борт первую волну эмигрантов – группу «ученых и писателей», был «Dumont d’Urvill». Среди его пассажиров, как потом оказалось, не было ни одного ученого, а вот деятелей культуры хватало. Так Одессу покидали писатель-сатирик А.П. Шполянский, печатавшийся под именем Дон-Аминадо, публицист Б.С. Миркин-Гецевич, художник Николай Ремизов.

Вот такой, довольно трагической для парохода «Dumont d’Urvill» стала встреча с Одессой. Выполнив свою миссию по перевозке первой волны эмигрантов из царской России, пароход в 1922 году был переименован в «Andre Chenier», а в 1925 году перепродан в Италию, где в порту Специя был пущен на лом.