Пароходства Акционерных Обществ

В Одесском порту
В Одесском порту

Часть вторая
Часть третья

На рубеже 19-го и 20-го веков Одесский порт стал крупнейшим в царской империи как по «размерам отпускной торговли», так и по количеству посещающих его судов. Жизненный ритм портового хозяйства был настолько высок, что у его причалов ежедневно швартовались десятки пароходов, барж, катеров, яхт и различных маломерных транспортных средств. Не все стоящие у причальной стенки морские суда имели одесскую прописку, но для многих из них Одесса была базовым портом. Одни пароходы принадлежали крупным судоходным компаниям, о которых мы уже писали, другие – частным судовладельцам или небольшим акционерным обществам. О некоторых Обществах, деятельность которых касалась морских транспортных операций, мы попытаемся рассказать подробнее.

csm flag

Пожалуй, в первую очередь следует остановиться на Российском Транспортном Страховом Обществе и Пароходстве, которое в 1909 году имело в Одессе свой собственный флот из 9 товаро-пассажирских пароходов и пакгаузы на Новом молу общей стоимостью более полумиллиона рублей. Возникшее еще в 1846 году Общество по перевозке и страхованию различных грузов первоначально называлось Российским морским и речным страховым обществом. Спустя шесть лет состоялось его переименование в Общество морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей, а в 1903 году оно получило окончательное название – Транспортное и Страховое Общество с Правлением в С.-Петербурге. Общество осуществляло транспортные операции с грузами и их страхование, а также предоставляло складские помещения для хранения, выдавало ссуды под различные грузы и занималось продажей всевозможных товаров на правах комиссии.

Долгое время транспортировка грузов по морю осуществлялась на судах РОПиТ согласно совместной договоренности. В 1884 году на собрании агентов Общества было постановлено приступить к созданию своего собственного морского флота для перевозки грузов на Крымско-Кавказской линии. На английской судоверфи в Ньюкасле были заказаны первые четыре товаро-пассажирских парохода грузоподъемностью 1.000 тонн каждый. При постройке им были даны имена директоров Общества. Первый пароход «Петр» спустили со стапелей 17 октября 1887 года, а 1 декабря он прибыл в одесский порт. Приняв на борт первых пассажиров и различные грузы, «Петр» 15 декабря 1887 года отправился в свой первый рейс с заходами в Севастополь, Ялту, Феодосию, Керчь, Анапу, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Гудауты, Новый Афон, Сухуми, Очемчири, Поти и Батуми. Вслед за ним на линию вышли пароходы «Дмитрий», «Николай» и «Платон», которые по понедельникам, средам и пятницам отходили из Одессы и Батуми.

Пароход "Святогор"
Пароход «Святогор»

Примечательно, что летом 1896 года на борт парохода «Платон» ступил юный романтик, мечтавший «сделаться моряком», 16-летний Гриневский Саша, ставший позже известным писателем Александром Грином и посвятивший своему первому судну рассказ «Трюм и палуба».

Первые два года, когда пароходство еще не было включено в прямые международные перевозки море-железные дороги, на его долю выпадали лишь случайные грузы. Бюрократические игры завершились в 1889 году принятием Общества Страхования и Транспортирования кладей в число участников прямого сообщения. С того времени началась нормальная грузопассажирская деятельность пароходства, которое вскоре завоевало место одного из самых надежных перевозчиков на Черном море. Этому способствовали особые условия работы с промышленниками и представителями торговли. Отправителей и получателей привлекали в первую очередь низкие тарифы на перевозку грузов по сравнению с другими компаниями. В то же время публика, путешествующая по Крымско-Кавказской линии, находила цены на проездные билеты, установленные пароходством, более заманчивыми, поскольку из стоимости исключалось обязательное питание на судах Общества.

Удачным для пароходства стал следующий коммерческий шаг – открытие регулярного сообщения между Одессой и Николаевом. Здесь Общество установило льготные условия для перевозки чинов военного ведомства и военных грузов и вместо судов РОПиТа взялось за безвозмездную доставку легкой почтовой корреспонденции.

Пароход "Черномор"
Пароход «Черномор»

В Одессе Контора пароходства располагалась на Полицейской улице (сегодня улица Бунина), в доме №8. В этом большом красивом здании, известном в городе как дом купца Новикова, в свое время располагался Одесский окружной суд, типография «Славянская» и ряд других контор и представительств. Пароходство имело в порту свое место на Новом молу, где находилось Агентство и откуда отправлялись в рейс суда Общества. В начале 1900-х годов управляющим Конторой служил почетный гражданин Кочетков Г.Е., в 1910 году – Сократ Иванович Комаров; инспектором долгие годы был полковник флотских штурманов Владимир Савельевич Сафонов.

В 1903 году флот Транспортного и Страхового Общества пополнился четырьмя новыми пароходами: «Черномор», «Витязь», «Святогор» и «Руслан», построенными в Бельгии. При их строительстве были воплощены многие последние достижения мирового судостроения. Пароходы имели около 1.500 рег. тонн водоизмещения при длине 72 м, ширине 10 м и осадке 4,5 м. Установленные на них паровые машины мощностью 1.400 л.с. позволяли судам развивать скорость до 10 узлов. Для размещения пассажиров II и III классов имелись удобные комфортабельные помещения с электрическим освещением.

К сожалению, не обошлось и без потерь. Так, в январе 1906 года пароход «Черномор» сел на мель в районе Люстдорфа. Не смотря на сложные погодные условия, судно было снято и после небольшого ремонта продолжило свою деятельность. Более значительный урон пароходству был нанесен во время июньских погромов 1905 года. В ночь с 15 на 16 июня были сожжены практически все здания и пакгаузы на территории от Карантинной до Практической гаваней, пострадали и склады Транспортного и Страхового Общества на Новом молу. В спешном порядке пароходы компаний и частных судовладельцев покидали пылающую огнем одесскую гавань. В отличие от пришвартованных рядом судов, которым удалось вырваться из огненного плена и спастись, пароходы Общества «Платон», «Петр» и «Сергей» сгорели – они не смогли вовремя отойти от причала, чему помешали отданные якоря с левого борта.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

Пароходству удалось самостоятельно, без помощи правительства, оправиться от понесенных убытков. Для поддержания срочного пароходного сообщения с портами Крыма и Кавказа в 1907 году был приобретен большой транспортно-пассажирский пароход «Вампоа», который, к сожалению, не подходил для заходов в маленькие порты, поэтому вскоре был продан. Перед началом 1-й мировой войны флот Общества насчитывал девять морских пароходов общим водоизмещением 12.500 рег. тонн. Кроме уже упомянутых судов, в состав флота входили пароходы «Мария» и «Дмитрий». Помимо этого, пароходство держало в Керчи пароход-буксир «Силач» и две большие баржи «Чайка» и «Надежда».

В первый год своей деятельности суда пароходства Транспортного и Страхового Общества перевезли около 4 миллионов пудов груза и около 23.000 пассажиров. Для сравнения покажем цифры предвоенного 1913 года: 15 миллионов пудов груза и 235.000 человек были доставлены к месту назначения. Такова динамика успешной деятельности пароходства Транспортного и Страхового Общества.

О судьбе судов Общества мало что известно. Большая часть из них были национализированы после прихода в Одессу советской власти.