Пароходства Акционерных Обществ (часть третья)

Пароход «Южная звезда» в Одесском порту
Пароход «Южная звезда» в Одесском порту (1905 г.)

Часть первая
Часть вторая

Сегодня большая редкость, когда кто-то из представителей украинского бизнеса вкладывает свои средства в морское судоходство. А ведь всего каких-то сотню лет назад владельцы крупных кошельков, кто в одиночку, а кто и в складчину стремились иметь свои собственные пароходы. Поскольку морской бизнес всегда считался прибыльным, но весьма затратным, то сплошь и рядом возникали совместные пароходные общества и компании.

csm flag

Одним из таких судоходных предприятий было «Русское Общество Юго-Восточного пароходства «Звезда». Имея уставной капитал в один миллион рублей, компания начала свою деятельность после того, как 28 января 1899 года был утвержден Устав пароходства. Акционерами «Звезды» стали Торговые дома «М. Ашкенази» и «Вильям Джекобс, Овен и Ко.» в 2/3 и 1/3 долях, соответственно.

Молодой на то время одесский купец 1-й гильдии, но уже потомственный почетный гражданин, Зигфрид Евгеньевич Ашкенази представлял известное далеко за пределами Одессы и весьма влиятельное семейное предприятие «М. Ашкенази», основанное еще 1860-х годах Мозесом Ашкенази, а в 1911 году преобразованное в Банкирский дом. Владельцы большого числа объектов недвижимости в Одессе, Ашкенази проживали в особняке, который неплохо сохранился до сегодняшних дней на территории санатория им. Чкалова.

Эпштейн Б.Н. – управляющий пароходством «Георгий и Орион»
Эпштейн Б.Н. – управляющий пароходством «Георгий и Орион»

Основателем другого торгового дома являлся подданный Великобритании Вильям Чарльз Ричардсон Джекобс, который занимался торговой деятельностью по свидетельству 1-й гильдии купца. Его партнер С. Овен управлял отделениями в Севастополе и Феодосии, в то время как проживающий в Одессе Джекобс сидел здесь в центральной конторе, не оставляя без внимания филиал в городе Николаеве. По сути это было крупное агентство по фрахтованию иностранных пароходов, всегда готовое быть посредником в различных торговых операциях. Торговый дом «Вильям Джекобс, Овен и Ко.» представлял в черноморских портах интересы многих российских, английских и мировых морских компаний и даже английского Ллойда. Его контора находилась в самом центре города, на Ланжероновской улице, №5, в доходном доме Клеймана.

Помимо коммерческой деятельности, Вильяма Джекобса знали в Одессе как заядлого яхтсмена. Его яхта «Тилли» была непременным участником практически всех регат, организованных Черноморским яхт-клубом. Он же в 1911 году возглавлял неофициальную футбольную лигу в Одессе, в которой насчитывалось девять любительских команд.  

Флот «Звезды» насчитывал три судна, купленные Ашкенази вместе с корабельным маклером Одесского порта Абрамом Анисимовичем Грагером в 1898 году у Вильяма Джекобса. В июле пароход «Pietro Fiscolo», построенный в 1864 году в Ньюкасле (Англия), перешел в их собственность за 45 тыс. рублей. Судно, носящее имя еще первого владельца, греческо-подданного Пиетро Фесколо, получило новое название «Южная звезда». При длине 212 футов, ширине 27,5 и осадке 19,9 футов пароход имел водоизмещение 561 рег. т и был оборудован машиной системы Компаунд мощностью 95 л.с. В июне 1905 года во время бунта в Одесском порту пароход полностью сгорел вместе с несколькими судами других владельцев.

В августе 1898 года был приобретен пароход «Гермес», переименованный в «Восточную звезду». Однопалубное двухмачтовое судно английской 1870 года постройки обошлось Ашкенази в 60 тыс. рублей. При наличии такого же типа паровой машины в 95 л.с., пароход имел длину 240,8, ширину 29 и осадку 16,7 футов. Известно, что Джекобс приобрел «Гермес» у прежних владельцев, греческо-подданных, принадлежащих к общине Ано-Левантос, Перикла Панаса и Павла Дим. Амбатьелло. Судьба «Восточной звезды» сложилась так, что, следуя в Севастополь 3 апреля 1915 года, пароход оказался на пути германского крейсера «Гебен», бывшего под турецким флагом. По приказу военного корабля экипаж «Восточной звезды» покинул судно, которое тут же было расстреляно и затонуло.

Плавучие элеваторы
Плавучие элеваторы

В начале XX века в состав акционеров пароходного общества «Звезда», помимо З. Ашкенази и В. Джекобса, вошли Софья Джекобс, С. Овен, Джон Э. Гольдсмит, Эрнест Б. Джекобс, Ч. Дунлоп, одесский купец Наум (Нихель) Абрамович Розенфельд и жена одесского купца Файга-Блюма Ароновна Грагерова. Стоит сказать, что корабельный маклер Наум Розенфельд к тому же имел еще собственный рыболовный пароход «Работник».

Известно, что сотрудничество Ашкенази с Вильямом Джекобсом началось еще до образования «Звезды». В мае 1896 года был утвержден устав «Южно-Русского общества плавучих элеваторов», которое ставило перед собой задачу «…устройства и эксплуатации в портах Одессы, Николаева, Херсона, Очакова и других южных отпускных пунктах плавучих элеваторов и приспособлений для взвешивания и перевозки зернового хлеба». Учредителями общества стали Николаевский 1-й гильдии купец Франц Иванович Фришен, потомственный почетный гражданин Вильгельм Иванович Давид и известный нам Вильям Джекобс.

Появление общества плавучих элеваторов было поддержано многими купцами и владельцами отпускной хлебной торговли, среди которых был и Ашкенази. Для развития флота, состоящего в первоначальный период из 10 плавучих элеваторов, принадлежащих Фришену, торговый дом «М. Ашкенази» вложил свои средства. Новые элеваторы строились, в частности, в Одессе, на верфи Товарищества Беллино-Фендерих.

Реклама пароходства «Океан»

Конструктивно элеватор состоял из четырех башен, установленных на специально сделанные для этих целей плавучие понтоны. Каждая башня имела один ковшевой конвейер с двумя ленточными транспортерами и автоматические весы системы «Chronos». Весы способны были взвешивать 60 пудов пшеницы за 50-60 секунд. Элеваторы приводились в движение керосиновыми двигателями фирм «Отто», «Гробба» и паровыми локомобилями системы Вольфа. В начале 1917 года в ведении общества находилось 22 плавучих элеватора, из которых 2 базировалось в Одессе, 6 – в Николаеве и остальные 14 – в Херсоне. Был у общества и свой ледокол, вернее, буксирно-ледорезный пароход «Этор». Судно водоизмещением 102 т было построено в 1897 году в Одессе на стапелях верфи Беллино-Фендерих.   

Морские суда еще двух небольших пароходств «Георгий и Орион» и «Океан» имели одесскую приписку и даже свои собственные причалы в порту. Акционерное общество «Океан» начало свою деятельность в Одессе с 11 мая 1909 года с основным капиталом в 2 млн рублей. Его учредителями стали братья Меркульевы: Иван Васильевич, Андрей Иванович и Александр Иванович. Контора пароходства в Одессе находилась в Колодезном переулке, в доме №4. В состав флота, базировавшегося на Черном море, входили три нефтеналивных парохода: «Свет» (грузоподъемностью 110 тыс. пудов), «Луч» (102 тыс. пудов) и «Метеор» (330 тыс. пудов), еще четыре судна бороздили воды Каспийского моря. Все три танкера были приобретены у пароходства РОПиТ и с 1910 года переданы в аренду Товариществу братьев Нобель. «Метеор» долгое время доставлял партии керосина из Батуми во Владивосток, а «Свет» и «Луч» в основном работали на Черном море.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

Пароходство «Георгий и Орион» осуществляло грузопассажирские перевозки на линии Одесса-Херсон с заходом в Станислав. Во главе товарищества с 1898 года стоял инженер-технолог Борис Наумович Эпштейн. На новом молу пароходство имело свое агентство, а на Практической набережной швартовались его грузопассажирские суда. Большая трагедия случилась 2 июня 1916 года с одним из пароходов компании – «Меркурий». Имея на борту 6 тыс. пудов груза и 485 пассажиров, судно следовало из Одессы в Херсон и в районе Дофиновки предположительно наскочило на мину. Взрыв был настолько мощным, что пароход в течение нескольких минут затонул, при этом лишь около половины из числа пассажиров и команды были спасены.