Черноморско-Дунайское пароходство (часть первая)

Одесса вид на порт

Часть вторая

Волей судьбы у истоков создания Черноморско-Дунайского пароходства стоял представитель знатного княжеского рода, хорошо известный в одесских коммерческих кругах, статский советник князь Юрий Евгеньевич Гагарин. После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда границы империи расширились до пределов Дуная и были установлены по реке Прут, он взялся «содержать правильное товаро-пассажирское сообщение» между Одессой и Измаилом своим единственным пароходом «Ольга». Имея сравнительно небольшую скорость в 7 узлов, пароход выполнял недельный круговой рейс из Одессы в Измаил, оттуда в Килию, Рени и обратно в Измаил, а затем через Сулину возвращался в Одессу.

csm flag

Успешные торговые операции на нижнем Дунае привели к тому, что в 1883 году был учрежден «Торговый дом князь Юрий Гагарин и Ко», одним из направлений деятельности которого было развитие судоходства между Одессой и портами придунайских государств. Помощником и коммерческим партнером Юрия Гагарина стал его родной брат Феофил Евгеньевич Гагарин. У одесского купца Родоканаки был приобретен однопалубный двухмачтовый товаро-пассажирский пароход «Федор Р.». Построенное на верфи «Osbourne, Graham&Co, NorthHylton» в английском городе Сандерленде, судно в 1879 году было спущено на воду с именем «Haraldroper», а на следующий год его приобрел «Торговый дом Родоканаки». После смерти учредителя компании коммерции советника Федора Павловича Родоканаки, последовавшей в Одессе 24 февраля 1882 года, его сын Перикл, наследовавший огромное состояние отца, уступил пароход «Федор Р.» князю Юрию Гагарину. Тот, в свою очередь, переименовал его в «Измаил» и поставил на так называемую Галацкую линию. Делая заходы в порты Вилково, Килию, Измаил, Рени и Галац, судно могло брать на борт 18.000 пудов груза и перевозить 20 пассажиров 1-го класса, 42 – 2-го и 210 человек 3-го класса.

Галац порт

Для поддержки судоходства в Придунавье правительство назначило Торговому дому субсидию в размере 58.270 руб. в год в качестве помильной оплаты за выполненные рейсы. Однако ни личных средств князя Гагарина, ни помощи государства не было достаточно для успешной коммерческой деятельности принадлежащих Торговому дому пароходов. В связи с этим в 1886 году судоходная компания была преобразована в Акционерное Общество Черноморско-Дунайского пароходства. Главная Контора пароходства по-прежнему находилась в Одессе, на Екатерининской площади, в доме князя Ю. Гагарина, но к концу столетия переехала на Николаевский (ныне Приморский) бульвар, в дом Ралли.

К 1888 году Общество вдвое нарастило свой основной капитал до 1,2 млн рублей. Для расширения регулярных торгово-пассажирских линий пароходство увеличило численность своего флота. В 1887 году был приобретен мелкосидящий пароход «Сокол» для рейсов между болгарскими портами Систово и Лом-Паланкой, а позже и сербским портом Кладово, с заходами в Зимницу, Никополь, Карабию и Рахово. Приписанный к Одессе пароход, после ремонта на одесском заводе Беллино-Фендерих, 15 мая 1887 года отправился в порт Систово. Интересно, что по приглашению председателя правления пароходства Юрия Гагарина капитаном судна был назначен 56-летний контр-адмирал в отставке Владимир Дмитриевич Палеолог.

В мае 1886 года Черноморско-Дунайское пароходство получило специально построенный для него на английской судоверфи в Ньюкасле пароход «Болгария» грузоподъемностью 21.260 пудов. При длине 59,6 м и ширине 7,9 м судно имело осадку 3,7 м, что позволяло использовать его для работы в устье Дуная. В 1889 году пароходство заказало на ливерпульской верфи «J. Johes&Sons» колесный однопалубный буксирно-пассажирский пароход «Граф Игнатьев» водоизмещением 505 рег. тонн. Приписанный к Одессе «Граф Игнатьев» два раза в неделю совершал рейсы во все дунайские порты от Рени до Кладово.

Измаил порт

Однако молодому пароходству было сложно выдержать жесткую конкуренцию с давно существовавшими на Дунае австрийскими, венгерскими и румынскими пароходными предприятиями, которые постоянно применяли низкие ставки фрахта. К этому добавлялось обычное для всех времен казнокрадство. Так, в 1887 году в Измаиле слушалось дело бывшего измаильского агента пароходства Скоча, обвиняемого в растрате 18.000 рублей.

Для надзора за деятельностью Черноморско-Дунайского пароходства в состав его Правления был введен представитель Министерства финансов. Сложно сказать, по какому принципу в столице назначали на эту должность, потому как в 1890-х годах таким представителем являлся Е.Л. Кочетов-Львов, известный в литературных кругах под псевдонимом «Русский странник». Во время болгарско-сербской войны он был военным корреспондентом газеты «Новое время», а вот в степени его компетентности в судоходных делах на то время возникали сомнения. Не удивительно, что один из лучших контрактов, заключенных Обществом с Сербской государственной монополией на поставку керосина из Батуми в порт Кладово, вместо ожидаемой прибыли принес около 18.000 рублей убытка. Причиной столь значительного ущерба, понесенного Обществом, стало банальное разногласие в текстах контракта, написанного на сербском и русском языках. Под этот проект пароходство приобрело двенадцать наливных барж, а в портах Рени, Систово и Кладово выстроило несколько наливных станций. Дополнительно к этому правительство выделило Обществу 340.000 рублей на закупку нового танкерного судна для перевозки керосина из Батуми.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

К 1900 году Черноморско-Дунайское пароходства имело в своем распоряжении десять крупных пароходов, шесть железных грузовых и семнадцать наливных барж. Самый крупный пароход Общества, «Князь Гагарин», имел грузоподъемность 45.000 пудов. Вдвое меньшие по грузоподъемности «Болгария», «Русь» и «Измаил» выполняли срочные рейсы между Одессой и Рени с заходами в Вилково, Килию и Измаил. Искушенный пассажир мог 1-м классом комфортно добраться до Измаила за 7 руб., а в 3-м классе на палубе – с билетом за два с половиной рубля. Пароходы отходили два раза в неделю, и весь круговой рейс занимал двое с половиной суток.   

Буксирно-пассажирские пароходы «Король Александр I», «Бессарабец», «Граф Игнатьев», «Румыния», «Сербия» и «Черногория» осуществляли перевозки между дунайскими портами через Сулинский рукав, а также по реке Прут. Пароходы доходили вплоть до Венгрии и самого живописного места на Дунае – Железных Ворот. Для туристов, которых пароходство активно привлекало на этом направлении, организовывались поездки на известнейший своими целебными купаниями курорт Herculesbad, находящийся в получасе езды от конечного пункта на Дунае.