Черноморско-Дунайское пароходство (часть вторая)

Порт Галац
Порт Галац

Часть первая

Несмотря на то, что Черноморско-Дунайское пароходство продолжало расширять свою деятельность, к 1899 году стало ясно, что его экономическое положение не улучшилось. И это при том, что к этому времени помильная плата со стороны правительства выросла до 313.000 руб. в год. Тогда была предпринята попытка девальвировать акции Общества с 250 руб. до 150 руб. с одновременным выпуском новых акций на 342.000 руб., которые тут же были выкуплены казной.

csm flag

Ситуация, когда практически частное пароходство существовало за счет государственных средств, не могла продолжаться долго. И поскольку правительство четко стояло на позиции сохранения и упрочения судоходства в Балканском регионе, то 10 июня 1903 года было утверждено Положение о государственной компании – Русском Дунайском пароходстве. Все имущество обанкротившегося Черноморско-Дунайского пароходства было выкуплено казной и в течение лета передано на баланс новому владельцу. Свою деятельность Русское Дунайское пароходство начало с 1 сентября 1903 года. Его правление находилось в Санкт-Петербурге, а главная контора, откуда осуществлялось все оперативное управление флотом, – в Одессе. Сначала она находилась на Николаевском бульваре в доме Ралли, а затем переехала в дом №6 на углу Дерибасовской и Пушкинской улиц, известный сегодня как здание Прокуратуры Одесской области.

Первым управляющим Русского Дунайского пароходства стал командор Черноморского яхт-клуба, надворный советник А.К. Тимрот, которого в 1906 году сменил генерал-майор Николай Васильевич Черкасов. Накануне первой мировой войны пост управляющего занял полковник корпуса инженер-механиков М.П. Ермаков. Мстислав Петрович с 1903 года служил в пароходстве, где заведовал морской и технической частью. На эту должность он попал при следующих обстоятельствах. По окончании в 1896 году Морского инженерного училища Ермаков служил на броненосце «Ростислав», который в 1902 году посетил генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович. Обходя строй офицеров, он всем, вплоть до мичмана, пожал руку, но не протянул руку инженер-механикам. После этого Ермаков подал рапорт и уволился в запас. В 1919-1920 гг. судьба забросила его в Крым, где он руководил ремонтом и восстановлением Черноморского флота, на кораблях которого эмигрировал из страны. Жил в Париже, где по-прежнему работал инженер-механиком, умер 28 августа 1980 года.  

Вилково
Вилково

В 1903 году перед новой компанией в первую очередь ставилась задача обновить флот, необходимый для перевозок зерна из портов реки Прут (Кагул и Фальчи) в Одессу, а в обратном направлении различных грузов. На приобретение новых судов правительство выделило пароходству 1 млн руб. Для обеспечения судоходства по реке Прут было приобретено 38 мелкосидящих барж, которые вверх по течению вели буксиры «Прут» и «Патриот», а в отдельных местах – волы. Еще 4 больших морских баржи вместимостью 900 тонн каждая пароходство поставило на линию Измаил – Одесса, для их буксировки был куплен мощный буксир «Вилково».

В сентябре 1904 года пароходство приобрело у военного ведомства новый двухпалубный грузовой пароход «Моряк», построенный в том же году по заказу немецкой судоходной компании «HCHorn, Schleswig» на судоверфи «Schomer&Jensen, Tonning» в Германии. Получив одесскую прописку, судно стало совершать регулярные грузопассажирские рейсы между портами Батуми и Галац с заходом в Ризе, Трапезунд, Варну и Бургас. Имея грузоподъемность в 85.000 пудов, судно практически всегда имело полную загрузку нефтепродуктов из Батуми, и при этом могло брать на борт до 300 пассажиров в 3-м классе. Успешная коммерческая деятельность «Моряка» на этом направлении сподвигла пароходство заказать на шведской верфи «BergsundsMekaniskaVerkstad» еще одно грузопассажирское судно для этой линии. В 1907 году новый пароход «Русь» под руководством капитана В.А. Шумлянского прибыл из Стокгольма в Одессу, где 30 июня священник Портовой церкви Иона Атаманский в присутствии руководителей пароходства и Одесского порта освятил его.

Среди тех судовладельцев, кто понес ощутимые материальные потери от погромов, прокатившихся по Одессе во время Потемкинских событий в июне 1905 года, оказалось и Русское Дунайское пароходство. В районе Каботажной набережной затонул большой понтон, принадлежавший пароходству, его остатки были подняты плавкранами лишь спустя два года.

Систов

После заключения договоров с РОПиТ, Австрийской и Сербской судоходными компаниями на перевозку их грузов с передачей в портах Ращук, Самовит и Систово Русское Дунайское пароходство существенно увеличило свой грузооборот. К 1910 году суда пароходства осуществляли регулярные перевозки грузов и пассажиров на следующих линиях:

  • между Одессой и портом Галац пароходы «Русь» и «Болгария» выполняли четыре почтово-пассажирских рейса в неделю с заходами в Вилково, Килию, Измаил и Рени. По этому же маршруту еженедельно осуществляли два грузовых рейса буксиры;
  • на Добруджской линии пароход «Бессарабец», построенный еще в 1891 году, шесть раз в неделю ходил между портами Измаил – Тульча – Исакча – Рени – Галац;
  • из Рени в сербский порт Кладово с заходами во все промежуточные порты Дуная два раза в неделю совершали рейсы буксирно-грузовые пароходы;
  • на линии Батуми – Галац по-прежнему успешно трудился пароход «Моряк», ежемесячно делавший по одному рейсу;
  • по реке Прут один раз в неделю поддерживалось срочное товарное движение между портами Рени, Кагул, Фальчи и Леово.

В Одесском порту на территории Нового мола пароходство построило большие пакгаузы, здесь же располагалось и здание Агентства.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

В 1914 году с началом первой мировой войны все суда Русского Дунайского пароходства, а также пароходы частных судовладельцев были мобилизованы по военно-судовой повинности и включены в состав созданной на Дунае Экспедиции особого назначения. Перед Экспедицией ставилась задача организации доставки по Дунаю вооружения и боеприпасов для сербской армии. На время боевых действий часть пароходов и барж оснастили 75-и и 47-и мм пушками и пулеметами. Судовые команды состояли как из служивших в пароходстве по найму специалистов, так и из чинов Морского и Военного ведомств. К лету 1917 года ситуация в стране резко поменялась, в результате чего деятельность Экспедиции особого назначения потеряла свою актуальность. Все транспортные суда были переподчинены вновь созданной Дунайской транспортной флотилии, Управление которой находилось в Одессе.

По результатам первой мировой войны территория Придунавья отошла к Румынии, поэтому деятельность пароходства в этом регионе была прекращена. Своим декретом «О национализации торгового флота» от 26 января 1918 года советская власть объявила государственной собственностью все суда и имущество пароходства. Судьба многих судов до сих пор остается неизвестной.